Воспитателей, приступающих к работе с новой группой детей, волнуют вопросы: как найти путь к сердцу родителей? Как сделать воспитание детей нашим общим делом? Как, о чем вести разговор с родителями, когда они утром спешат на работу и когда уставшие возвращаются с работы? Как сделать, чтобы даже в такие минуты они охотно прислушивались к словам воспитателя, проявляли к ним интерес, чтобы изъявляли желание услышать, чем жил ребенок в детском саду, что нового узнал за день, как проявил себя?

Такого контакта педагог может достичь, проявляя постоянную доброжелательность, заинтересованность в сотрудничестве с семьей.

С первых дней мы стремимся узнать, как ребенок живет в семье, что его там окружает, что дает ему семья. В первые посещения детского сада мы начинаем знакомиться с условиями семейного воспитания каждого ребенка. В беседе с родителями педагог начинает о том, к какому режиму привык ребенок, какие игрушки есть у него и какие из них любимые, как он с ними играет. Воспитатель должен быть всегда с добрыми намереньями.

Родители должны видеть в воспитателе человека, который любит их ребенка, живет заботой о нем. Это вызывает у них откровенность, они доверительно о своих трудностях, просят совета. Педагог - это ведь еще и психолог.

Обычно родители, приходя вечером, чаще всего интересуются, как ел сегодня ребенок, оценивающе осматривают его: чист, ухожен ли, необижен ли. А затем торопливо покидают детский сад.

Как заинтересовать родителей жизнью детей в детском саду? Как показать необходимость придерживаться единого с детским садом подхода к воспитанию детей, особенно к нравственному?

Прежде всего, в часы приема и ухода детей домой мы систематически стали делиться с родителями новостями о жизни их детей в детском саду: «Ваш сын научился завязывать шнурки. Теперь и дома ему понадобится ваша помощь»; « Оксана старательно и аккуратно стала рисовать красками. Особенно ей нравится накладывать кистью узор на рисунок. Посмотрите вот ее работы». Или « Ваш Саша уступил сегодня игрушку Лене. А в дверях пропустил девочек. Поддерживайте, пожалуйста, у него навык культурного поведения»; « Пожалуйста, приводите Наташу утром пораньше, чтобы она успевала на зарядку. Ведь это даст ей бодрость и здоровье». Постепенно у родителей начинал появляться интерес к содержанию жизни детей в детском саду, все чаще они стали останавливаться у стенда « для вас родители».

Серьезное внимание мы уделяли информационному материалу, особенно рубрике «О наших детях». Например, помещали такую информацию: «На этой неделе учили с детьми стихотворение Барто «Бычок». Все дети запомнили его. Громко, выразительно читают его Юля, Алеша, Ирина, Оля. Попросите детей дома прочитать это стихотворение, Или «Посадили с детьми горох, бобы, лук. Все дети знают теперь, как сажать семена, чтобы из них выросли растения. Поддерживайте. Пожалуйста, у детей интерес к труду на огороде. Привлекайте к посильной работе».

Конечно, приходится с родителями говорить не только о положительном, но об отрицательном в семейном воспитании детей.

Как сказать родителям об ошибках, неправильном поведении. Чтобы не вызвать негативной реакции, чтобы они поняли: воспитатель делает это в интересах ребенка? Разговор с позиции интересов ребенка, как правило, вызывает у родителей нужную реакцию, беседа проходит в доброжелательном, деловом тоне. Никогда не позволяем себе делать замечания родителям в присутствии детей или обсуждать с детьми, почему мама или папа не выполнили нашего требования.

В результате всей работы контакт с родителями у нас наладится, а это надежная основа успешного решения задач воспитания. У родителей появилось доверие к нам, они идут в детский сад за помощью, делятся трудностями. Так мама Юли, приходя в детский сад, видела, как с охотой усердием ее дочь убирала игрушки в группе, что вызывало у нее недоумение: «А дома Юля ничего не хочет делать!» Мы посоветовали, прежде всего, быть настойчивой в своих требованиях, сначала совместно с дочерью убирать игрушки, затем поручать дочке самой, после занятий и игр ставить все на место, подчеркнув, как приятно смотреть на убранный уголок. Теперь Юля охотно и умело помогает маме убирать комнату. У девочки появилось желание, «сделать как мама».

В нашей группе много детей, единственных в семье, и они, как правило, избалованы вниманием старших. Воспитанию у детей из таких семей внимательного, заботливого отношения к людям, способности к сопереживанию нужно уделять особое внимание.

Наташа после поступления в сад очень долгое время не играла с детьми, никому не давала игрушек. Мама уделяла внимание главным образом тому, чтобы девочка была, как можно лучше одета, берегла свою одежду, игрушки. Разговор с родителями Наташи мы начали, опираясь на положительное: отметили, что девочка всегда опрятна, бережно относится к своим вещам. Затем постарались убедить родителей, что неумение Наташи общаться с детьми может отрицательно сказаться на формировании ее характера. Советовали поощрять игры Наташи с другими детьми, желание делиться игрушками, давать простые трудовые поручения дома. Мама соглашалась с нами, но своего отношения к дочери не меняла. Перелом произошел, когда по нашему предложению она дежурила в группе и могла наблюдать свою дочь в детском коллективе длительное время.

Для повышения интереса родителей ко всем мероприятиям, проводимые в детском саду в целях педагогического просвещения, мы стремимся удовлетворить их потребность в знаниях, совершенствуем содержание и формы педагогической пропаганды. Благодаря хорошо налаженному контакту с родителями, благодаря постоянному вниманию к жизни ребенка и в детском саду, и в семье мы добились положительных результатов в воспитании детей.

Предлагаю Вашему вниманию материал по теме «Специфика налаживания контактов с родителями».

В данном материале:

Раскрыто содержание профессиональной компетентности педагога ДОУ в области общения с родителями;

Описаны наиболее распространённые барьеры в работе с родителями и их преодоление;

Предложено удивительно простое правило выстраивания дружелюбных отношений с родителями:

Дан алгоритм грамотной организации беседы с родителями;

Предложены общие правила преподнесения негативной информации родителям;

Перечислен список качеств педагога, затрудняющие взаимодействие с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Специфика налаживания контактов с родителями»

Педагог-психолог

Масленникова Юлия Станиславовна

  1. Введение
  2. Содержание профессиональной компетентности педагога ДОУ в области общения с родителями
  3. Барьеры в работе с родителями и их преодоление.
  4. Барьеры в общении.
  5. Простое правило выстраивания дружелюбных отношений с родителями.
  6. Грамотная организация беседы с родителями.
  7. Общие правила преподнесения негативной информации родителям.
  8. Качества, затрудняющие взаимодействие с родителями.
  1. Введение

Система дошкольного образования выполняет для общества важную функцию: не просто присматривает, воспитывает, развивает и обучает детей, но обучает и консультирует родителей.

Работа с семьёй – это кропотливый труд.

Раньше работа детского сада с семьёй представляла из себя систему рекомендаций по развитию и воспитанию детей. Современная же тенденция в работе с семьёй – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. А это, безусловно, требует от педагогов определённых умений.

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение различных проблем.

  1. Содержание профессиональной компетентности педагога ДОУ в области общения с родителями.

1.Мотивационный блок (развитие профессионально-значимых качеств личности).

2.Когнитивный блок (специальные знания).

3.Практический блок (умения и навыки эффективного общения с родителями; умения и навыки диагностической работы).

Мотивационный блок

  • Готовность педагога к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
  • Осознание воспитателями собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников.
  • Установка на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями.
  • Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение.

Когнитивный блок

Знания о семье, воспитательном потенциале семьи, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.

Практический блок

  • Преодоление психологических барьеров общения с родителями.
  • Осуществление индивидуального подхода к родителям в процессе общения.
  • Организация традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями.
  • Коммуникативность (умения устанавливать контакт с родителями; понимать, сопереживать, проявлять внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением; предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными нормами речи и поведения; организовывать содержательное общение с родителями; осуществлять индивидуальный подход на основе знания конкретных особенностей родителей.
  1. Барьеры в работе с родителями.
  1. Личностные (личные качества, которые могут затруднять взаимодействие с родителями).
  2. Социальные (высокий или низкий статус и уровень дохода родителей).
  3. Возрастные (разница в возрасте между воспитателем и родителями).
  4. Профессиональные (долгое пребывание в любой профессии неизбежно ведет к так называемой профессиональной деформации человека, то есть к изменениям в структуре личности).

Преодоление социального барьера

Высокий статус и уровень доходов родителей

(восприятие родителей как более умных и добившихся большего)

Выбор профессии изначально не предполагал очень высоких доходов;

Задайте себе вопрос в какой валюте следует оценивать чувство собственного достоинства человека: рубли, доллары, евро - тогда сравнение людей по доходу и статусу покажется парадоксальным

Вы возразите: «Такие родители смотрят сверху-вниз!» НЕТ! Здесь они более, чем заинтересованы, поэтому смотрят вам в рот, воспользуйтесь этим.

Низкий статус и уровень доход

Родители смотрят на вас как на человека живущего более легкой с их точки зрения жизнью (хорошо советовать, а если муж бьет и пьяный каждый день, денег даже на хлеб нет);

У воспитателя возникает чувство жалости к жизненной ситуации родителя (как следствие – стремление принять ответственность за решение проблем на себя).

Преодоление возрастного барьера

Если бы молодость знала, если бы старость могла.

Молодость больше открывает, а старость - изучает.

Если родители младше Вас:

  • уважение;
  • «НЕТ» нравоучениям!!!
  • в общении необходимо стать для родителя авторитетом.

Если родители старше Вас:

  • уважение и мудрость в общении!
  • тактичность, деликатность;
  • от Вас для них только информация для размышления.

Преодоление профессионального барьера

Профессиональная деформация личности – изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности.

Профессиональные деформации педагога :

2. Демонстративность

3. Дидактичность

4. Педагогический догматизм

5. Доминантность

6. Педагогическая индифферентность

7. Консерватизм

8. Педагогическая агрессия

9. Ролевой экспансионизм

10. Социальное лицемерие

11. Поведенческий трансфер

12. Информационная пассивность

13. Обученная беспомощность

1. Авторитарность педагога проявляется в централизации всего воспитательного процесса, единоличном осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии - самоанализа и самоконтроля педагога.

2. Демонстративность - качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Известная демонстративность педагогу профессионально необходима. Однако когда она начинает определять стиль поведения, то снижает качество педагогической деятельности, становясь средством самоутверждения.

3. Дидактичность - это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении педагога все объяснить самому, а в воспитательной работе - в нравоучении и назидании. Дидактичность педагога проявляется также за пределами ДОУ: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства.

4. Педагогический догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических задач. У педагога формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности педагогической ситуации. Догматизм проявляется в игнорировании психолого-педагогических теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке и развивается с ростом стажа работы, сопровождаясь снижением общего интеллекта.

5. Доминантность обусловлена выполнением педагогом властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. В большей мере доминантность проявляется у холериков и флегматиков в удовлетворении потребности во власти, в подавлении других и самоутверждении за счет воспитанников. Доминантность, как профессиональная деформация, присуща почти всем педагогам со стажем работы более 10 лет.

6. Педагогическая индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей детей и родителей. Педагогическое равнодушие развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта педагога.

7. Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что педагог регулярно репродуцирует одну информацию, применяет определенные формы и методы воспитания. Стереотипные приемы педагогического воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы педагога, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему отношении формирует у педагогов предубеждение против инноваций.

8. Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым детям, в приверженности к "карательным" педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу.

9. Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных педагогических проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами ДОУ,.

10. Социальное лицемерие педагога обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений.

11. Поведенческий трансфер характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих воспитанникам. Ненормативное поведение воспитанников: агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость - переносится, проецируется на профессиональное поведение педагога, и он присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения.

12. Информационная пассивность педагога проявляется в нежелании совершенствования навыков работы с информацией и повышения своей информационной компетентности (информационной культуры), прекращении своего профессионального самообразования и самовоспитания после накопления определенного количества информации.

13. Обученная беспомощность формируется тогда, когда субъект убеждается, что ситуация, в которой он оказался и которая ни в коей мере его не устраивает, совершенно не зависит от его поведения, от предпринимаемых им усилий эту ситуацию изменить. Мотив личного развития, роста и овладения компетентностью в этом случае подменяется систематической демонстрацией собственной беспомощности, перекладыванием решения всех своих проблем на окружающих людей.

  1. Барьеры в общении
  1. Барьер отрицательной установки , введенной в ваш опыт кем-либо из людей. Кто-то сообщил вам отрицательную информацию – установка по отношению к человеку, о котором вы сами мало что знаете, не имеете опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, принесенных извне, вне вашего личного опыта общения с конкретным человеком и познания его личности, надо избегать.

К новым людям, с которыми вам предстоит общаться в течение длительного времени, надо подходить с позитивной, оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь окончательно в оценке человека только на мнение других. Стремитесь сами тщательно разобраться в личности человека, соотнесите полученную информацию с вашим личным впечатлением. Это поможет избежать межличностных конфликтов, которые нередко возникают именно в результате неверно сформулированной у вас кем-либо негативной установки.

  1. Барьер “боязни” контакта с человеком, вызванный беспокойством будет ли общение успешным. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но вам как-то неловко. Что делать в этом случае? Выход один. Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер (естественно, если нет принципиальных, конкретных разногласий). После того, как такой анализ будет проведен, вступайте в беседу, а затем обязательно проанализируйте: все ли в разговоре прошло успешно, непременно зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, связанные с низким уровнем общительности.
  2. Барьер “ожидания непонимания”. Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: “А правильно ли вас поймет партнер? Не возникнет ли у него неверного толкования цели вашего общения?” Причем здесь нередко исходят из того, что партнер вас обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения, которые могут пережить в результате вероятного непонимания, что, заметьте, теперь в собственном воображении выступает как неизбежная данность и др. Что следует предпринять в этом случае? Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные акценты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.
  3. Барьер “неверных стереотипов”. Нередко организовать продуктивное взаимодействие с человеком мешает неверный стереотип восприятия определенных жизненных явлений. Скажем: “Я попрошу у него что-либо, а он обязательно откажет”.
  1. Простое правило выстраивания дружелюбных отношений с родителями:

Ежедневно находите возможность утром или вечером сообщить каждому родителю о его ребенке.

  1. Как грамотно организовать беседу с родителями
    (общие правила).

Ответственность за успех или провал встречи лежит на педагоге;

Организовывать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов;

Не сидите за столом;

Важно спокойное дружеское вступительное слово педагога;

Дать родителю высказаться и внимательно его слушать его;

Не стоит спорить;

Контролируйте свои эмоции;

- всегда начинайте с «да», но...

Чувствуйте «больные струнки» родителей и не задевайте их;

Если у родителя свой план, примите его (не берите решение проблем на себя)

Придерживайтесь дружелюбного тона;

Не говорите, что родитель не прав;

Больше слушайте;

Будьте терпеливы.

  1. Общие правила преподнесения негативной информации родителям

Ситуация «плохие новости»

1. Когда говорить? (оперативно)

2. Кто должен говорить? (если это не касается жизни и здоровья ребёнка, то воспитатели).

3. Что говорить? (причина и смысл происходящего, а также рассказать, что предпринимается для решения проблемы)

Обязательно ответьте на все возникающие вопросы, чтобы потом не было недоразумений.

Алгоритм беседы:

1. Начните с хорошего (успехи ребёнка в детском саду в течение дня).

2. Сообщите о неприятности, проблеме (не сгущайте краски!).

3. Предложите свои пути решения проблемы или рекомендации.

4. Отправьте родителей к узкому специалисту.

5. Подключите родителей к решению проблемы.

6. Завершите разговор на оптимистичной ноте.

  1. Список качеств, затрудняющих взаимодействие с родителями
  • ощущение беспомощности
  • неуверенность в себе
  • неуверенность в собственных рекомендациях
  • стрессогенное состояние
  • чрезмерная болтливость
  • пассивность, молчаливость
  • неумение замотивировать родителя
  • излишняя жалость, желание моментально помочь родителю
  • наличие похожей проблемы
  • неумение говорить «нет»
  • неумение преподносить негативную информацию
  • негативные чувства по отношению к некоторым родителям
  • недостаток знаний
  • недостаточная организованность

Успехов Вам, педагоги, в Вашем нелёгком труде!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Специфика налаживания контактов с родителями

Система дошкольного образования выполняет для общества важную функцию: не просто присматривает, воспитывает, развивает и обучает детей, но обучает и консультирует родителей. Работа с семьей – это кропотливый труд. Раньше работа детского сада с семьей представляла из себя систему рекомендаций по развитию и воспитанию детей. Современная тенденция в работе семьёй – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. А это, безусловно, требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

В современных условиях к организации общения педагога с родителями предъявляются существенные требования.

Мотивационный блок Готовность педагога к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников. Осознание воспитателями собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников. Установка на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями. Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение.

Когнитивный блок Знания о семье, воспитательном потенциале семьи, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.

Практический блок Преодоление психологических барьеров общения с родителями. Осуществление индивидуального подхода к родителям в процессе общения. Организация традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями. Коммуникативность (умения устанавливать контакт с родителями; понимать, сопереживать, проявлять внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением; предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными нормами речи и поведения; организовывать содержательное общение с родителями; осуществлять индивидуальный подход на основе знания конкретных особенностей родителей.

Барьеры в работе с родителями Личностные (личные качества, которые могут затруднять взаимодействие с родителями). Социальные (высокий или низкий статус и уровень дохода родителей). Возрастные (разница в возрасте между воспитателем и родителями). Профессиональные (долгое пребывание в любой профессии неизбежно ведет к так называемой профессиональной деформации человека, то есть к изменениям в структуре личности).

Преодоление социального барьера Высокий статус и уровень доходов родителей (восприятие родителей как более умных и добившихся большего) - выбор профессии изначально не предполагал очень высоких доходов; - задайте себе вопрос в какой валюте следует оценивать чувство собственного достоинства человека: рубли, доллары, евро - тогда сравнение людей по доходу и статусу покажется парадоксальным - вы возразите: «Такие родители смотрят сверху-вниз!» НЕТ! Здесь они более, чем заинтересованы, поэтому смотрят вам в рот, воспользуйтесь этим. Низкий статус и уровень доход Родители смотрят на вас как на человека живущего более легкой с их точки зрения жизнью (хорошо советовать, а если муж бьет и пьяный каждый день, денег даже на хлеб нет); У воспитателя возникает чувство жалости к жизненной ситуации родителя (как следствие – стремление принять ответственность за решение проблем на себя).

Преодоление возрастного барьера Если бы молодость знала, если бы старость могла. Молодость больше открывает, а старость - изучает. Если родители младше Вас уважение; «НЕТ» нравоучениям!!! в общении необходимо стать для родителя авторитетом. Если родители старше Вас уважение и мудрость в общении! тактичность, деликатность; информация для размышления.

Преодоление личностного барьера чрезмерная болтливость чрезмерная эмоциональность молчаливость, замкнутость грубость, невежливость в общении самодовольство тщеславие нечестность лживость хитрость неискренность неуверенность в себе, нерешительность рассеянность вспыльчивость неуравновешенность упрямство равнодушие корыстолюбивый

Преодоление профессионального барьера Профессиональная деформация личности – изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Синдром эмоционального выгорания (нервное напряжение)

Профессиональные деформации педагога 1. Авторитарность 2. Демонстративность 3. Дидактичность 4. Педагогический догматизм 5. Доминантность 6. Педагогическая индифферентность 7. Консерватизм 8. Педагогическая агрессия 9. Ролевой экспансионизм 10. Социальное лицемерие 11. Поведенческий трансфер 12. Информационная пассивность 13. Обученная беспомощность

Барьеры в общении Барьер отрицательной установки. Барьер “боязни” контакта с человеком, вызванный беспокойством будет ли общение успешным. Барьер “ожидания непонимания”. Барьер “неверных стереотипов”.

Простое правило выстраивания дружелюбных отношений с родителями: Ежедневно находите возможность утром или вечером сообщить каждому родителю о его ребенке.

Как грамотно организовать беседу с родителями (общие правила) - ответственность за успех или провал встречи лежит на педагоге; - организовывать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов; - не сидите за столом; - важно спокойное дружеское вступительное слово педагога; - дать родителю высказаться и внимательно его слушать его; - не стоит спорить; - контролируйте свои эмоции; - всегда начинайте с «да», но... - чувствуйте «больные струнки» родителей и не задевайте их; - если у родителя свой план, примите его (не берите решение проблем на себя) - придерживайтесь дружелюбного тона; - не говорите, что родитель не прав; - больше слушайте; - будьте терпеливы.

Общие правила преподнесения негативной информации родителям Ситуация «плохие новости» 1. Когда говорить? (оперативно) 2. Кто должен говорить? 3. Что говорить? (причина и смысл происходящего, а также рассказать, что предпринимается для решения проблемы) Обязательно ответьте на все возникающие вопросы, чтобы потом не было недоразумений. Алгоритм беседы: 1. Начните с хорошего. 2. Сообщите о неприятности, проблеме (не сгущайте краски!). 3. Предложите свои пути решения проблемы или рекомендации. 4. Отправьте родителей к узкому специалисту. 5. Подключите родителей к решению проблемы. 6. Завершите разговор на оптимистичной ноте.

Список качеств, затрудняющих взаимодействие с родителями ощущение беспомощности неуверенность в себе неуверенность в собственных рекомендациях стрессогенное состояние чрезмерная болтливость пассивность, молчаливость неумение замотивировать родителя излишняя жалость, желание моментально помочь родителю наличие похожей проблемы неумение говорить «нет» неумение преподносить негативную информацию негативные чувства по отношению к некоторым родителям недостаток знаний недостаточная организованность

Успехов Вам, педагоги, в Вашем нелегком труде!


Здравствуйте! Работала в школе учителем лет 10, потом ушла в воспитатели, отработала 4 года, выпустила группу. Разногласия с родителями возникали небольшие, но все улаживалось мирным путем, и мне кажется, родители выпускников с уважением всегда относились ко мне и напарнице. Сейчас набираем малышей и начался серьезный конфликт с родителями одного ребенка. Мальчик 2 года, вес 22кг, очень крупный, возможно, поэтому, плохо держит равновесие и падает. Сначала у моей напарницы он упал и ударился о шкафчик - получил приличную шишку. Потом пришла в группу девочка, очень часто и всех кусала (сейчас, вроде, перестала). Укусила многих, в том числе и этого мальчика. Прибежала скандалить бабушка, конечно, обвинила, что никто здесь за детьми не смотрит, они плачут, так как им здесь плохо (группа всего 3 недели на тот момент была открыта), приплюсовала, что воспитатели меняются вечно (люди в отпусках, во вторую смену объединялись с другими группами). Укус и шишка у ребенка произошли не в мою смену, но я попыталась объяснить, что невозможно ребенку расти без синяков и шишек, если я рядом буду стоять, не успею предотвратить укус. Она мне сказала, чтоб я по зубам давала этой девочке.
Третий случай произошел при мне, малыш катался на машинке (специально предназначенной для катания), упал, ударился об игрушку и рассек веко. Ужасно, конечно, но как мне этих случаев избежать? Я же не могу держать за руку одного ребеночка весь день, бросив всех остальных! Может, я плохой воспитатель? В общем, пришел папа, обматерил меня с ног до головы, пока шел по детскому саду, орал и матерился во весь голос, ему сделали несколько замечаний, реакция- я такая-то и такая. Потом они стали заявлять, что уйдут в другой сад, но заведующая узнала, что их никуда не берут (у нас всего три сада), и они просто мотают нам нервы. Теперь пришли, не здороваются, ребенка сдали и пошли дальше жаловаться. Причем, в лицо начальству говорят, что у них работает всякий сброд без образования, хотя мамочка - моя бывшая ученица.
Заведующая, конечно, за нас, но управление предпочитает замять скандал, говорят, что они имеют право вести себя как угодно, а мы должны им стараться угождать. Это после оскорблений на рабочем месте!
бабушка приходила, сказала, что все-время будет ходить в управление с любой претензией. Итак, всю смену я держу их ребенка возле себя за руку, не подпускаю к нему никого, вдруг укусят, игрушки не все даю, так как от катания на машинке у него тоже синяк получился. Как работать дальше? Мое нервное напряжение на пределе, а ведь у нас продолжают приходить новые малыши, которые еще плачут.

Иногда общение с родителями носит поистине катастрофический характер. Может быть, потому, что мы более чувствительны к их оценкам и замечаниям, наши реакции на них более эмоциональны.

Странно, но то, что мы с легкостью прощаем посторонним людям, в родителях мы часто не переносим. По мере взросления и получения опыта, мы часто отходим от родителей или от одного из них. Многие взрослые люди предпочитают держать их на расстоянии, чтобы не испытывать негатива, когда они с настойчивостью и постоянством вмешиваются в дела детей.

Ведь редко какое важное жизненное событие проходит без комментария старших. Они желают обсуждать наши успехи и падения, выбор спутника жизни, приобретение профессии, поездки и отдых, воспитание детей, приготовление пищи, уборку в квартире, работу, стиль одежды, подарки, отношения, чувства…

Как наладить отношения с родителями?

Рассмотрим несколько советов, которые дают психологи.

Во-первых, советы родителей нужно воспринимать серьезно. Демонстрируйте им, что вы внимательно слушаете и принимаете то, о чем они говорят. Помните, у них большой жизненный опыт и они хотят дать вам самое лучшее, помочь избежать ошибок.

Во-вторых, нужно осознавать те различия, которые есть между вами. Важно любить их такими, какие они есть. Ведь родители многим в жизни пожертвовали для того, чтобы обеспечить вам достойную жизнь. Если вы будете с уважением относиться к их образу жизни, тогда и они ответят взаимностью в этом вопросе.

В-третьих, нужно уделять родителям больше времени. Внимательно выслушивайте их, нужно быть в курсе последних событий. Находите время для совместного впемяпровождения.

В-четвертых, поддерживайте своих родителей. Если вы видите плохое настроение, то стоит спросить, с чем это связано. Выплеснув эмоции, им станет легче, таким образом, можно продемонстрировать заботу и любовь.

В-пятых, родителям нужно делать подарки. Это не обязательно должны быть грандиозные дары, достаточно приятных мелочей.

В-шестых, обязательно нужно говорить о своей любви к родителям. Они должны знать, что важны вам. Говорите о том, что гордитесь ими, что это самые дорогие люди для вас. Доверительные отношения выстраивать непросто, но необходимо.

В-седьмых, не забывайте про чувство юмора. Смех - показатель хорошего отношения между людьми. Рассказывайте забавные истории, новые анекдоты. Расскажите про курьезную ситуацию, в которую попали на работе. Кроме всего прочего смех помогает сглаживать конфликты и снимать напряжение.

В-восьмых, будьте самостоятельным человеком. Старайтесь все свои дела улаживать самостоятельно. Не вовлекайте родителей в ваши семейные или финансовые неурядицы. Практика показывает, что подобная помощь, например, финансовая, может вызвать конфликт и испортить отношения.

В-девятых, старайтесь оживлять воспоминания. Хорошие воспоминания очень важны в преклонном возрасте. Яркие образы прошлого помогают человеку осознать, что жизнь прожита не зря. Эти воспоминания можно пробудить разными способами. Например, просмотрите вместе семейный фотоальбом. Расспросите родителей о людях на фото, которых вы не знаете. Попросите их рассказать о вашем детстве.

В-десятых, найдите общие интересы. В детстве вы помогали отцу чинить машину? Возродите совместные занятия чем-либо и сейчас. Вспомните, чем вы занимались вместе с родителями и попробуйте снова объединить усилия в каком-то деле. Общие интересы вас сблизят и еще больше укрепят ваши отношения.

Родители и дети: как найти общий язык?

Осторожно: свекровь!

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png