Когда два офицера русской армии попали в плен к бандитам, они не ждали ничего хорошего. Однако даже в плену у татар можно найти светлые стороны. Хозяином Жилина оказался суровый горец Абдул-Мурат. У него была юная и красивая дочка по имени Дина.

Жилин познакомился с дочкой горца, когда отец приказал ей напоить пленника. Когда она явилась на зов отца, в её руках был кувшин, а одета она была по горской моде, в длинное платье синего цвета, её волосы были распущены по плечам. Ей всего тринадцать лет и было понятно, что она боится своего строгого отца. Когда офицер подал ей пустой кувшин обратно, та отпрыгнула от него, словно испуганная лань.

Через некоторое время Жилин начинает осваиваться в неволе. Он начинает понимать татар, ему становятся более понятны их поступки и мысли. От безделья он начинает мастерить разнообразные вещи. Однажды он сделал забавную куклу, стройная фигурка с кувшином на плече, и установил её на крыше. Дина увидела это чудо и заворожённо стала рассматривать, потом она позвала своих подружек и вместе с ними она продолжила её восхищаться. Когда Жилин снова зашёл в свою темницу, она взяла эту куклу себе. Так у Дины впервые в жизни появилась самая настоящая игрушка из глины. Однако не всем пришлось по душе это изделие. Одна крикливая старуха бросает куклу на землю и та разбивается на много частей. Девочка очень расстраивается, а офицер увидев её печаль решает сделать другую куклу. Он снова набирает глины и придаёт ей вид стройной девушки. Эта кукла получается гораздо лучше. С этого момента между Жилиным и Диной возникают дружеские чувства.

Жилин и Костылин голодали в своём сарае, жадный татарин не давал им много еды. Дина узнав об этом начинает приносить офицерам пищу. Вероятно она незаметно для себя влюбляется в красивого офицера русской армии. Поэтому у Жилина теперь всегда имеется запас лепёшек и молока, а иногда и баранины.
Создаётся впечатление, что среди всех татар, только Дина обладает добрым сердцем и старается облегчить жизнь пленникам.
После того, как Жилин и Костылин совершили побег, их привели обратно и посадили в глубокую яму. Именно Дина помогла офицеру совершить второй побег.
Ещё когда Жилин сидел в яме, он понимал, что только чудо поможет ему выбраться на волю. Как то раз Дина пришла к Жилину, чтобы забрать у него несколько замечательных глиняных фигурок животных, которые пленник сделал для неё. Через некоторое время девочка приходит и сообщает плохую новость, оказывается татары решили убить пленников, чтобы те не доставляли им проблем. Жилин просит её о помощи, но Дина отказывается и убегает.

Когда надежды почти не осталось, происходит чудо. Однажды ночью в яму спускается длинный шест, и так Жилин выбирается на волю. Костылин же отказался рисковать, и не отважился вылезти из зиндана. После того, как Дина разбивает кандалы и понимает, что больше никогда не увидит такого доброго и интеллигентного русского офицера, который выгодно отличался на фоне её соплеменников, она начинает плакать.
Можно сделать вывод, что девочка стала преданным другом Жилину, ей всего тринадцать лет, а она совершила то, что можно назвать подвигом. Не каждый взрослый на её месте решился бы на помощь, но она смогла пойти на это ради настоящей дружбы. Видимо запал ей в сердце этот странный русский офицер.

Жилин - главный герой рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Это русский офицер, попавший в плен к татарам. Жилину неоткуда было ждать помощи, поэтому он пытался спастись самостоятельно.

Жилин внимательно наблюдал за жизнью татар. Он подружился с девочкой Диной, дочерью татарского атамана, которая приносила ему хлеб и воду. Это была девочка «тоненькая, худенькая, лет тринадцати».

Сначала Дина боялась Жилина, ставила ему еду и сразу убегала. Но Жилин сделал ей несколько забавных кукол из глины, и Дина перестала бояться. Она начала тайком приносить ему молоко и жареную баранину.

После того как Жилин с Костылиным пытались сбежать и их снова поймали, татары собирались убить своих пленников. Дина прибежала ночью к яме, где они сидели, и рассказала все Жилину. Ей было жалко его, ведь она чувствовала, что он хороший человек. Она помогла ему сбежать во второй раз, хотя ее могли за это очень строго наказать, если бы кто-то узнал.

Жилин тоже полюбил Дину: прощаясь с ней, он тепло ее поблагодарил и со слезами сказал: «Прощай, Динушка, век буду тебя помнить». Он жалел, что не сможет больше делать ей кукол.

История Жилина и Дины учит нас тому, как важно быть добрыми друг к другу даже в самых трудных ситуациях. Жилин сделал для Дины кукол просто потому, что был добрым человеком и любил детей. Дина почувствовала его доброту и спасла ему жизнь. Как говорит пословица, как аукнется, так и откликнется!

Жилин и Дина сочинение 5 класс

План

1. Исторический фон рассказа.

2. Жилин и Дина

2.1. Первое знакомство.

2.2. Дружеские узы.

3. Дружба в понимании .

В основу рассказа Л. Н. Толстого “Кавказский пленник” легли реальные исторические события - жестокая война, начавшаяся в начале XIX века. Противниками российских войск выступали преимущественно горцы главного Кавказского хребта, которые совершали постоянные вооруженные набеги на русские земли.

Боевые действия приводили к страшным человеческим потерям как с одной стороны так и с другой. Многие солдаты и офицеры были захвачены в плен. Одним из таких мужественных воинов был и Жилин. Это был благородный честный офицер, сильный и смелый, добрый и находчивый. Попав в плен к татарам, он не пал духом, хотя иногда и испытывал тоску и отчаяние.

Перенести все испытания жестокого пленения мужчине помогло общение с юной татарской девочкой. Впервые он увидел ее с тяжелым кувшином на голове. Тринадцатилетняя Дина несла воду, и узник попросил ее попить. Девочка очень боялась подойти к нему и даже отпрянула от кувшина, который ей вернул узник. Но ее сердце было покорено, когда Жилин смастерил куклу и одел ее в татарскую одежду.

Дина, лишенная обычных детских развлечений и игрушек, с интересом посматривала на эту забаву и впоследствии с радостью забрала ее себе. Через некоторое время мужчина соорудил еще различные фигурки, которые также подарил девочке. За это юная татарка прониклась к плененному воину любовью и уважением. Тайком она приносила ему еды и питья, общалась с ним и даже была готова помочь ему бежать.

Глухой ночью Дина сбросила длинную палку в ров, где находились пленные. Так Жилин смог выбраться на поверхность. Как горько девочке было прощаться со своим русским другом! Она понимала, что ее могут серьезно наказать за помощь узнику, но больше всего ее тревожила вечная разлука. Со слезами на глазах Дина помогала Жилину разбить кандалы, но не смогла. Каким чутким и печальным было прощание смелого офицера и маленькой девочки… "Прощай Динушка, век буду помнить тебя", сказал он ей.

На примере Жилина и Дины автор хотел показать, какой должна быть настоящая дружба. Истинная дружба не имеет границ - ни возрастных, ни национальных, ни социальных. И самое главное - истинная дружба подтверждается хорошими делами.

Тема урока: Дружба Жилина и Дины.

(По рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».)

Цели урока:

предметные: продолжить работу над осмыслением содержания рассказа, над умением выделять проблемы, затронутые автором;

регулятивные: развивать навыки анализа художественного произведения, формировать умения быть внимательным к слову, сравнивать, совершенствовать монологическую речь;

личностные: воспитывать чувство интернационализма, культуру речевого общения и этикета.

Ход урока.

    Организационный момент.

Прошу ребят настроиться на активную плодотворную работу и пожелать друг другу хороших оценок.

    Мотивация урока. Работа с пословицами, записанными на доске.

Дружбу водить – так себя не щадить.

Жаль друга, да не как себя.

Друг познаётся на рати да при беде.

Для милого дружка и серёжку из ушка.

Дружба от недружбы близко живёт.

Дружба дружбой, а денежки врозь.

Определите их тему. О чём они? (О дружбе).

Прошу ребят подумать, есть ли какая-то связь между темой урока и пословицами, о которых мы говорили. (Ребята предполагают, что речь пойдёт о дружбе между Жилиным и Диной).

Вывод: да, сегодня мы будем с вами говорить о том, какую роль сыграла в судьбе Жилина маленькая героиня Дина.

    Изучение учебного материала. Работа с содержанием рассказа.

Ребята, откройте, пожалуйста, 6-ю главу. После побега (который как можно назвать? – неудавшийся) Жилин и Костылин сидят в глубокой яме. Костылин окончательно разболелся, И Жилин совеем приуныл. Они живут ежедневно под страхом смерти. Давайте посмотрим, как об этом пишет автор? Каким он называет их жильё?

(Совсем дурным).

Кто же поселил надежду в душу Жилина?

Как вводит Толстой её появление, каким словом?

А кто может рассказать, когда началась дружба Жилина с татарской девочкой? Кто первым найдёт и зачитает нам этот эпизод? (глава 3)

С чего же она началась? Чтобы ответить на этот вопрос, подчеркните самые важные, на ваш взгляд, слова(кукол лепил, схватила куклу и убежала, лоскутками красными убрала, качает, прибаюкивает).

Вывод: очень понравились Дине куклы, которые делал Жилин. Дина –маленькая девочка, любит играть, а игрушек у неё не было. А Жилин делал замечательные куклы.

Ребята, давайте попробуем с вами пересказать этот эпизод так, чтобы мы почувствовали радость Дины.

У кого же это получилось лучше всех? Кто сумел интересно рассказать нам о куклах Жилина и Дины?

Продолжаем беседу по содержанию 6-ой главы.

Что узнаёт Жилин из этого разговора? (Его хотят убить).

Почему его хотят убить татары? Он же пленный, у него нет оружию, значит, не опасный. Или, может, можно бояться и безоружного человека? (Да, татары боятся Жилина, он не боится их, не хочет им подчиняться, им не удалось его сломать).

Как же Дина помогает Жилину? Трусит она или нет?

А почему она ему помогает?

Почему Жилин вначале думает про Дину «прыгает, как коза дикая», а позже «как козочка дикая»?

А где мы впервые встречаемся с Диной? Найдите её описание.

Какие суффиксы включает писатель в слова, описывающие Дину? Для чего он это делает? (Чувствуется симпатия автора к этой героине. А ещё нам становится понятно, что на серьёзные поступки способен не только физически крепкий человек. Главное – быть стойким, сильным духовно).

Вывод: Какую же черту характера выделяет в своих героях писатель?

(Доброта).

Дина помогает Жилину, потому что добрый человек не может видеть, как страдает другой. Как называется эта черта? (Сострадание).

На кого похожа Дина? Чем? А какие у неё глаза? А как вы понимаете такое странное сочетание « глаза чёрные, светлые»? (Определением «светлые» писатель говорит не о глазах, а о душе Дины).

Давайте прочитаем сцену прощания Жилина и Дины и подумаем, почему плачет девочка?

Что вы можете сказать в её защиту?

    Закрепление учебного материала.

Какую же сложную проблему ставит Толстой своим рассказом, что хотел показать писатель с помощью Дины?

Актуальна ли она сейчас?

Когда между людьми возможна дружба и когда её не может быть? Зависит ли это от возраста или от национальности?

Можно ли жить без войн? Что для этого нужно?

5. Рефлексия.

Чему научил вас рассказ?

В чём вы хотите быть похожими на Дину?

Какая она, настоящая дружба?

Могут ли дружить люди разных национальностей? Что для этого нужно? Ключевое слово нашего кроссворда – дружба. Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.

Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед.

Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:

«На всё добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».

6. Домашнее задание: написать сочинение на тему»Спасибо, умница» (можно от лица Жилина, можно от собственного имени)

Составить цитатный план рассказа, например:
1. Не дамся им живой.
2. Ты все серчаешь, а товарищ твой смирный.
3. Прошла про Жилина слава, что он мастер.
4. Нынче бежать надо.
5. Бросить товарища не годится.
6. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается.

Гл мысль произв.-что упорство и мужество всегда побеждают.Писатель осуждает войну между народами и считает ее бессмысленной Но главное, что хотел показать Л. Н. Толстой: для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, независимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете воцарится мир.) - Понравилась вам Дина? Хотели бы вы иметь такого друга?

Что вы больше всего цените в своих друзьях? Чему научились вы у героини новеллы Л. Н. Толстого?

Жилин и Дина герои произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» смогли подружиться на страницах книги. Жилин, офицер русской армии, попавший к татарам в плен из-за трусости своего товарища. Дина - дочь татарина, который купил Жилина.

Вот как Лев Николаевич описывает внешность девочки. Дине тринадцать лет, она одета в синюю рубаху, волосы собраны в косу.

В начале произведения девочка боится русского офицера, по приказу отца она приносит Жилину кувшин с водой, а потом в страхе отпрыгивает от главного героя, когда он возвращает ей пустой кувшин.

Завоевать доверие девочки Жилин смог после того, как сделал для Дины куклу из глины. Вскоре татарская девочка стала доверять Жилину и помогать ему. Втайне от взрослых, девочка приносила плененному офицеру козье молоко, сырные лепешки, мясо. В обмен Жилин делал для Дины игрушки из глины. Из рассказа мы видим, что девочку заставляли много работать, играть ей было уже некогда, да и нечем. В русском пленнике, она увидела человека, который дарил ей радость детских забав, который не обижал ее, не нагружал тяжелой работой.

Жилин же понимал, что ему надо завоевать доверие жителей горного аула, чтобы быстрее совершить побег.

После первого неудачного побега, Жилина сильно избили, хозяин уже не был так благосклонен к нему. Дина же, помня обо всем добром, что сделал для нее Жилин, под страхом наказания продолжала подкармливать его. Когда все мужчины уехали из аула, именно Дина спустила в яму шест, по которому Жилин смог подняться. Без этого он бы не смог совершить второй побег и погиб бы. Девочка помогла русскому офицеру совершить побег, а Жилин напомнил ей о том, что надо вернуть шест на место, чтобы Дину не наказали.

На примере Жилина и Дины Толстой показал, что в любом народе есть добрые и смелые люди, готовые прийти на помощь даже представителю вражеской стороны.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png