Как удается гувернанткам и няням службы няня на час эффективно взаимодействовать с детьми

гувернантка воронеж


Гувернантка Воронеж

Автор – магистр психолого – педагогических наук Т. А. Охрименко


Почему няни и гувернантки службы няня на час всегда нравятся детям?

В основе эффективного взаимодействия с детьми гувернанток и нянь службы «няня на час» Воронеж лежит их специальная подготовка в области педагогического взаимодействия с детьми.

            В самом общем плане можно сказать, что педагогическое взаимодействие – «процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка» [1,57]. Педагогическое взаимодействие выступает как развивающийся процесс, способствующий становлению личности воспитанника и совершенствующий личность педагога при непременной руководящей роли авторитетного воспитателя. Взаимодействие этих сторон присутствует во всех видах деятельности: в познании, игре, труде, общении; его влияние проникает в ядро личностных отношений участников; оно пробуждает у воспитанников готовность быть, по словам В.А.Сухомлинского, «воспитуемым» [3,18].

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны,  два взаимообусловленных компонента:  педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Н.Е. Щуркова и В.Ю. Питюков утверждают, что «педагогическое воздействие осуществляется педагогом с целью развития личности ребенка, перевода его на позицию субъекта. При этом авторы подчеркивают, что педагогическое воздействие - это не любое воздействие, а воздействие педагога, являющегося носителем сознания, воли, отношений, а, следовательно, осознающим связи своего «Я»  с другими «Я», с миром в целом. Это предвосхищение будущего развития личности воспитанника формируется у педагога на основе знаний природы ребенка, закономерностей его развития целесообразности педагогических воздействий» [4,2]. 

Таким образом, можно сделать вывод, что взаимодействие становится педагогическим, когда взрослый ( гувернантка, няня, няня на час ) выступает как наставник, главной целью которого является развитие личности.

 

Почему общение гувенантки и няни службы «няня на час» можно назвать эффективным?

 

Для эффективного взаимодействия с детьми необходимо обратить внимание на систему психологических принципов организации личностного педагогического взаимодействия. Эта система «включает четыре принципа, ведущим среди которых является принцип диалогизации педагогического взаимодействие. Диалогизация педагогического взаимодействия связана прежде всего с преобразованием суперпозиции взрослого и субординированной позиции ребенка в личностно равноправные позиции, в позиции со-учащихся, со-воспитывающихся, сотрудничающих людей. Второй психологический принцип организации личностного педагогического взаимодействия — принцип проблематизации. Взрослый не воспитывает, не преподает, но актуализирует, стимулирует тенденцию ребенка к личностному росту, исследовательскую активность самого ученика, создает условия для совершения ребенком нравственных поступков, для самостоятельного обнаружения и постановки им познавательных проблем и задач. Третий психологический принцип организации подлинного педагогического взаимодействия — принцип персонализации. Персонализация педагогического взаимодействия требует прежде всего отказа от ролевых масок и фасадов, адекватного включения в это взаимодействие и тех элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий и поступков), которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам. И наконец, четвертый психологический принцип — принцип индивидуализации педагогического взаимодействия. Индивидуализация педагогического взаимодействия означает выявление и культивирование в каждом ребенке индивидуально специфичных элементов общей и специальной одаренности, построение такого содержания и методов обучения и воспитания, которые были бы адекватны возрастным (по уровню развития) и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям, способностям и склонностям всех учащихся, соответствовали сензитивным периодам их возрастного и индивидуального развития» [2,97].

Таким образом, сотрудницы службы «няня на час» ( гувернантки, няни, няни на час ) не просто гармонично, но и эффективно общаются с детьми, развивая их и постоянно развиваясь сами!

 

Литература:

  1. Бордовская Н.В. Педагогика [Текст] : учеб. пособие [для вузов] / Н.Бордовская, А.Реан. - СПб.: Питер, 2008. - 299 с. - (Учебное пособие).
  2. Сухомлинский В.А. Сердце  отдаю детям. Рождение гражданина.  Письма к  сыну.-К.: Рад. Шк.,1985.-557 с.
  3. Широкова Е.Ф., Шептенко П.А. Педагогическое взаимодействие как проблема теории и практики. Cборник статей. - БГПУВ, 2000 г. - 12 С.
  4. Масюкевич Н.В. Психология эффективного общения [Текст] / Н.В.Масюкевич, Л.С.Кожуховская. - Минск: Соврем. шк., 2007. - 381 с.: ил. - (Психология для всех).