Всем мама и папам очень хочется, чтобы их детки росли здоровыми.
Чтобы позаботиться о здоровье малышей, родители с самого первого дня жизни своих крошек сотрудничают со знающими и опытными докторами, которые внимательно следят за развитием детей, а также лечат их, если случаются болезни.
Сегодня мы узнаем с вами, что такое анамнез , для чего он нужен, какова его роль в оценке развития ребенка ?
Что такое анамнез?
Анамнез - это набор сведений, которые получает доктор во время медицинского обследования с помощью опроса пациента или его родственников.
Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат - Гомеопатический центр им. Демьяна Попова: « Анамнез - это история. Существуют разные анамнезы: анамнез жизни, анамнез болезни, семейный анамнез, аллергологический анамнез и другие. Для врача важны все эти виды анамнезов, независимо от возраста пациента».
Роль анамнеза в оценке развития ребенка
Анамнез очень важен не только для постановки диагноза в случае, если приключается какая-либо болезнь, но также и в оценке развития ребенка .
Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат - Гомеопатический центр им. Демьяна Попова рассказывает: « Знание анамнеза ребёнка до года, предполагает: изучение здоровья родителей ребёнка, как протекала беременность, роды, кормила ли мать ребёнка грудью, чем и как малыш болел до года, чем лечился, есть ли аллергические заболевания и прочее. Вся эта информация даёт врачу возможность правильно поставить диагноз и назначить лечение, проводить профилактику возможных заболеваний, давать рекомендации родителям, чтобы не допустить развития семейных болезней и т.д.».
Как уже упоминал наш эксперт, существует огромное количество разнообразных анамнезов, к тому или иному обращаются в зависимости от ситуации. Например, если у ребенка возникла аллергия, то ваш врач обязательно спросит у вас, были ли аллергии у вас, у вашего мужа, у братьев-сестер ребенка, у его бабушек и дедушек, были ли в роду у кого-нибудь тяжелые заболевания, связанные с аллергическими реакциями. Вся эта информация даст врачу почву для постановки наиболее точного диагноза и назначения максимального правильного лечения.
В нашей статье мы рассмотрим три вида анамнезов, которые охватывают несколько сфер жизни человека и дают возможность специалистам судить о правильном или патологическом развитии ребенка. Среди прочих видов анамнезов различают биологический, социальный и генеалогический.
Биологический анамнез
Каждая мамаучаствовала в сборе информации для биологического анамнеза своего будущего ребенка. Помните, когда вы , вы заполняли огромную анкету, в которой указывали данные о своем здоровье, рост, вес, оперативные вмешательства, перенесенные болезни и так далее, также в эту анкету вы вносили информацию о здоровье мужа и других родственниках. Все это и не только составляет биологический анамнез. Также картину этого вида анамнеза дополняет информация о том. как прошла беременность, роды, как развивался ребенок в первые месяцы жизни, чем болел, как лечили, пил ли грудное молоко и многое другое.
Мама- Оксана, рассказывает: «У бабушки моего мужа была шизофрения, конечно, заполняя анкету во время постановки на учет по беременности, я об этом написала. Наша девочка родилась здоровой, из-за этой моей записи, ее каждый месяц направляли на осмотр к неврологу, а в возрасте 2 лет направили даже к психиатру, потом еще до 6 лет мы несколько раз посещали невролога и психиатра. Дочка оказалась здоровой. Но психиатр нам сказал: будьте очень внимательны к ней в подростковом возрасте, если заметите что-то странное, хоть что-нибудь, быстро бегите к врачу, не ждите, когда станет совсем плохо».
Информация биологического анамнеза дает возможность врачу наиболее точно оценивать развитие малыша. Например, если вы в детстве страдали аллергиями, то врачу будет понятно, почему аллергия также возникла и у вашего ребенка. И другой пример, если мама и папа у ребенка невысокого роста, то вполне естественно, что малыш будет ниже своих сверстников, и причиной этому будет не страшное заболевание, а простая наследственность.
Социальный анамнез
Социальный анамнез представляет собой совокупность данных об образовании родителей, их месте и условиях работы, а также данные о месте и условиях жизни и другие данные, необходимые медицинскому работнику в той или иной ситуации.
Этот вид анамнеза дает возможность оценить развитие ребенка, не отрываясь от контекста жизни семьи, в которой растет малыш.
Процедура в значительной мере субъективная и для того, чтобы сделать ее более объективной можно применять количественные критерии.
В условиях детских амбулаторно-поликлинических учреждений для организации диспансерного наблюдения и проведения индивидуальных оздоровительных мероприятий используют комплексную оценку состояния здоровья детей с определением следующих критериев.
Особенности онтогенеза (генеалогический, биологический, социальный анамнез).
Уровень физического развития и степень его гармоничности.
Уровень нервно-психического развития.
Уровень резистентности организма.
Уровень функционального состояния органов и систем.
Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков раз
вития.
ОСОБЕННОСТИ ОНТОГЕНЕЗА
Особенности онтогенеза оценивают на основании полученных данных генеалогического (семейного), биологического и социального анамнеза.
ОЦЕНКА ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО АНАМНЕЗА
Оценку генеалогического анамнеза производят путем составления родословной семьи ребенка (пробанда), учитывая сведения о заболеваниях 3 (лучше 4) поколений, включая пробанда.
В родословную следует включать информацию о родственных отношениях в семье (не родственники ли родители), национальности, числе кровных родственников в каждом поколении, их возрасте, состоянии здоровья, причинах смерти.
При составлении схемы родословной необходимо придерживаться следующих правил.
- Генетическое расстояние между поколениями должно быть одинаковым.
- Каждого члена родословной необходимо располагать в своем поколении.
- Линии пересечения следует обозначать четко.
- Поколения обозначают римскими цифрами, начиная с верхнего.
- В каждом поколении слева направо арабскими цифрами нумеруютвсех членов поколения.
При употреблении символов для обозначения определенных признаков к родословной обязательно прилагают описание обозначений (легенду).
Цели анализа генеалогического анамнеза приведены ниже.
- Выявления моногенных и хромосомных наследственных заболеваний (болезнь Дауна, фенилкетонурия, муковисцидоз, целиакия, лактазная недостаточность и др.).
- Количественная оценка отягощенности генеалогического анамнеза, для которой используют индекс отягощенности, равный отношению количества кровных родственников пробанда, страдающих хронически
ми заболеваниями или врожденными пороками развития, о которых имеются сведения, к общему числу всех родственников, исключая пробанда. Генеалогический анамнез считают благополучным при индексе отягощенности до 0,3, условно благополучным - при 0,3-0,6 и неблагополучным - при 0,7 и более. - Качественная оценка отягощенности генеалогического анамнеза с определением предрасположенности к тем или иным заболеваниям. При качественной оценке отмечают однотипность, если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания одних и тех же органов и мультифакторную отягощенность, если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания разных органови систем.
СБОР И ОЦЕНКА БИОЛОГИЧЕСКОГО АНАМНЕЗА
Биологический анамнез включает сведения о развитии ребенка в различные периоды онтогенеза: антенатальный период, интранатальный, ранний неонатальный, поздний неонатальный и постнатальный период.
- При оценке антенатального периода выясняют особенности течения первой и 2-й половины беременности: гестозы, угроза выкидыша,многоводие, экстрагенитальные заболевания у матери, профессиональные вредности у родителей, отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра AT к резус-фактору, хирургические вмешательства, вирусные заболевания во время беременности, посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
- В целью изучения интранатального и раннего неонатального периодов собирают сведения о характере течения родов (длительный без водный период, стремительные роды, затяжные и другие показатели), пособиях в родах, оперативном родоразрешении (кесарево сечение и другие вмешательства), оценке по шкале Апгар, о крике ребенка, о диагнозе при рождении и выписке из родильного дома, о сроке прикладывания к груди и характере лактации у матери, о сроке вакцинации БЦЖ,против гепатита В, о времени отпадения пуповины, о состоянии ребенка и матери при выписке из родильного дома.
- В позднем неонатальном периоде продолжают оказывать влияние на ребенка перенесенные родовая травма, асфиксия, недоношенность,гемолитическая болезнь новорожденного, острые инфекционные и не инфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание, пограничные состояния и их длительность.
- В постнатальном периоде имеют значение для развития ребенка повторные острые инфекционные заболевания, рахит, анемия, расстройства трофики тканей в виде дистрофии (гипотрофия, паратрофия), диатезы.
Сведения о биологическом анамнезе участковый педиатр получает из выписок родильного дома, дородовых патронажей, бесед с родителями. Неблагоприятные факторы, влияющие на плод в антенатальном периоде, могут оказывать свое влияние на ребенка и после рождения. Кроме явных врожденных пороков развития, у ребенка могут развиваться функциональные изменения со стороны нервной системы, желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и других систем, нарушение адаптации, тяжелое течение заболевания. Оценка этих факторов позволяет дать более объективную характеристику уровня здоровья новорожденного, ребенка грудного возраста, а также предоставляет возможность прогнозировать здоровье в раннем детстве.
Биологический анамнез расценивают как благополучный в случае отсутствия факторов риска во всех периодах раннего онтогенеза, условно благополучный, если выявлены факторы риска в одном из периодов онтогенеза и неблагополучный, если есть факторы риска в 2 и более периодах онтогенеза.
О степени неблагополучия в периоде внутриутробного развития ребенка можно косвенно судить по числу стигм дизэмбриогенеза. В зависимости от силы повреждающих факторов количество стигм дизэмбриогенеза (малых аномалий развития) может быть различным. В норме оно не превышает 5-7.
Диагноз клинический (пробанда).
Ф. И. О. пробанда. Дата рождения и место рождения.
Национальность.
Являются ли родители родственниками, может быть дальними?
Сведения о сибсах пробанда (родные братья и сестры); возраст (располагать с учетом последовательности беременностей у матери и их исходов); состояние здоровья.
Сведения о матери: дата рождения, место рождения, национальность, профессия, какими заболеваниями страдает или страдала, если умерла, то в каком возрасте, и по какой причине? Были ли другие браки? Сведения о детях другого брака.
Сведения о сибсах матери, родителях и потомстве (сбор по тому же плану).
Сведения об отце и его родственниках в последовательности: сибсы, родители, сибсы родителей и их потомство.
Если возможно, собираются сведения о прабабушках и прадедушках. Поколения обозначаются римскими цифрами, начиная с верхнего. В каждом поколении слева направо арабскими цифрами нумеруются все члены поколения.
A, B, C – поколения родственников, темным цветом отмечены лица, имеющие заболевание, ? – нет сведений о состоянии здоровья, квадрат – мужчина, круг – женщина.
При составлении схемы родословной необходимо придерживаться следующих правил:
Расстояние между поколениями должно быть одинаковым;
Каждый член родословной должен располагаться в своем поколении;
Линии пересечения должны обозначаться четко.
При употреблении различных символов для обозначения определенных признаков к родословной обязательно прилагается описание обозначений (легенда).
После составления родословной анализ генеалогического анамнеза проводится в 3-х основных направлениях:
Выявление моногенных и хромосомных заболеваний.
Количественная оценка отягощенности генеалогического анамнеза.
Качественная оценка отягощенности с выявлением предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Для количественной оценки отягощенности генеалогического анамнеза используется индекс отягощенности генеалогического анамнеза (ИГО) или генеалогический индекс (Макарова 3.С.), определяемый по формуле:
При генеалогическом индексе:
от 0 до 0,2 - отягощенность низкая, от 0,3 до 0,5 - умеренная, от 0,6 до 0,8 - выраженная, от 0,9 и выше - высокая.
Дети с выраженной и высокой отягощенностью относятся к группе риска по генеалогическому анамнезу.
В заключении следует отметить, что профилактика наследственных болезней бывает первичная и вторичная.
Первичная – предупреждает зачатие ребенка с наследственной патологией.
Вторичная – коррекция проявления патологических генотипов.
Вторичная профилактика имеет 5 подходов (позиций)
1. Управление экспрессией генов.
2. Элиминация эмбрионов и плодов с наследственной патологией.
3. Генная инженерия на уровне зародышевых клеток.
4. Планирование семьи.
5. Охрана окружающей среды.
6.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ
Тесты и контрольные вопросы заключительного уровня:
1.Дайте определение медицинской генетике:
2. Что обеспечивают генетический контроль гомеостаза:
1. нервная, эндокринная и иммунная системы
2. Ферментные системы органов и тканей.
3. Ферментные, фосфолипидные и другие системы клетки
4. все вышеперечисленное
3. Объем генетического груза за всю историю медицины составил:
Б) 8,5 – 10,0%.
4. Доля мультифакториальных заболеваний в структуре хронической неинфекционной патологии человека составляет:
5.Синонимом врожденному пороку развития является:
А) большие аномалии развития
Б) малые аномалии развития
6. Является ли термин «врожденные болезни» синонимом термина «наследственные болезни»:
7. Врожденный порок развития - это:
А) стойкое морфологическое нарушение органа, выходящее за пределы границ нормы и связанное с нарушением функции
Б) стойкое гистологическое нарушение ткани или органа, находящееся у крайних границ нормы и не связанное с изменением функции
8. При каком значении генеалогического индекса отягощенность генеалогического анамнеза выраженная:
А) от 0,3 до 0,5
Б)от 0,6 до 0,8,
В)от 0,9 и выше
9. На предупреждение зачатия ребенка с наследственной патологией направлена профилактика:
А) первичная
6. Произвести итоговую запись антропометрического исследования:
Дата измерения.
Возраст ребёнка.
Результат каждого измерения в см или кг , а рядом с этими результатами в скобках – номера центильных зон, к которым они относятся в таблицах стандартов.
Общая оценка антропометрических данных – уровень физического развития, степень гармоничности развития (отмечается наиболее отклоняющийся признак, если такой имеется).
4. Оценить нервно-психическое развитие (нпр) детей раннего возраста (см. Учебное пособие для 5 курса).
5. Знать методику забора крови для биохимических, серологических исследований и оценить их результаты.
Взятие крови проводят строго натощак.
Работают с кровью в резиновых перчатках, маске, защитных очках и водонепроницаемом переднике. Для пункции используют иглу достаточно больших размеров с коротким срезом.
Кожа над местом прокола обрабатывается спиртом.
После высыхания кожи пунктируют периферическую вену. Взятие крови желательно производить без наложения жгута (сдавление конечности и травматичная пункция снижают точность исследования). При недоступных венах допустимо кратковременное, не более 2 мин (только во время входа иглы в вену), наложение слабой перетяжки не более 30 мм рт. ст.
Для биохимических исследований кровь берут шприцем и вводят без иглы в пробирку (шприц и пробирка с притертой пробкой должны быть сухими).
Кровь на коагулограмму набирают в пробирки, содержащие антикоагулянт свободным током, перемешивая её с антикоагулянтом покачиванием или лёгким встряхиванием. Кровь должна быть исследована непосредственно после взятия, не позднее 3 ч, при условии хранения при температуре от +2 °С до +8 °С.
Кровь на серологические исследования берут натощак из локтевой вены в стерильную пробирку в количестве 5-7 мл дважды через 10-14 дней; кровь на гепатит, ВИЧ-инфекцию – из вены в сухую центрифужную пробирку в количестве 5 мл.
После извлечения иглы к месту укола в течение 1-2 минут прижимают ватку, смоченную спиртом. Потом накладывают сухой стерильный кусочек бинта и фиксируют его полоской лейкопластыря (чтобы не образовалась гематома).
6. Знать методику внутривенного струйного и капельного введения инфузионных растворов; внутривенного и внутримышечного введения лекарственных препаратов.
Внутримышечные инъекции
Ребёнка укладывают на живот.
Выбирают зону для инъекции: верхне-наружные кванты ягодиц, область лопатки, мышцы бедра и плеча.
Для детей до 7 лет используют иглы длиной 4-5 см.
Кожу в месте инъекции слегка растягивают и, держа шприц перпендикулярно к коже, делают быстрый прокол.
Чтобы жидкость более равномерно распространялась в толще мышцы, её вводят таким образом, что игла в ходе инъекций медленно вытягивается.
Извлекают иглу строго вертикально, придерживая кожу ватным тампоном, смоченным спиртом.
Внутривенное струйное введение лекарств
Выбирают место инъекции (в раннем возрасте удобны подкожные вены головы - височная, лобная, теменная). При необходимости пунктируются вены тыльной стороны кисти и стопы, на внутренней стороне лодыжки. В затруднительных ситуациях инъекция может быть сделана в любую поверхностно расположенную вену.
Чтобы рельеф подкожных вен и продвижение иглы под кожей к вене хорошо просматривались, источник света должен находиться слева.
Шприц заполняют лекарственным раствором.
Перед пункцией поверхностной вены головы место прокола освобождают от волос, кожу обрабатывают спиртом.
В момент венепункции и инъекции голову ребёнка фиксируют.
Чтобы в момент прокола вена не ускользала, её фиксируют большим и указательным пальцами левой руки, слегка натягивая при этом кожу.
В момент прокола иглу лучше держать срезом книзу, чтобы опасность сквозного прокола вены была меньшей. Направление иглы во время прокола соответствует току крови к сердцу; нельзя производить впрыскивание, встречное току венозной крови. Кожу прокалывают под острым углом. В момент прокола вены игле придают почти параллельное с кожей положение.
Прокол вены можно делать одной иглой, без шприца, или иглой, соединенной со шприцем, наполненным лекарственной жидкостью. При правильном введении иглы в вену из иглы начинают вытекать капли венозной крови или, если она соединена со шприцем, кровь проникает в содержимое шприца.
Убедившись, что игла попала в вену, её продвигают примерно на 0,6 см глубже и медленно производят впрыскивание. При этом нужно внимательно следить за состоянием больного.
После извлечения иглы к месту укола в течение 1-2 минут прижимают вату, смоченную спиртом. Потом накладывают сухой стерильный кусочек бинта и фиксируют его полоской лейкопластыря, чтобы не образовалась гематома.
Когда не удаётся пунктировать вену, прибегают к венесекции. Делают разрез длиной 1,5-2 см и осторожно тупой стороной пинцета отделяют от тканей вену, подводят под неё две кетгутовые лигатуры и нижнюю (дистальную) завязывают. Вену прокалывают иглой или, сделав продольный разрез, вставляют в него зонд (или канюлю), закрепляя лигатурой.
Внутривенное капельное введение лекарств
Используют серийно выпускаемые аппараты или простое устройство, которое может быть смонтировано в каждом лечебном учреждении. Система состоит из флакона или ампулы с лекарственной жидкостью, капельницы, контрольной стеклянной трубки, канюли для соединения с иглой, иглы, соединительных резиновых трубок, винтового или пружинного зажима.
Инфузии производят из флаконов, в которых лекарства хранятся. Флакон с лекарством укрепляют вверх дном на штативе, примерно на высоте 1 метра над больным. Пробку флакона освобождают от металлического диска, обрабатывают спиртом, прокалывают короткой иглой и соединяют её муфту с системой для капельного вливания. Рядом с короткой иглой через пробку проталкивают длинную иглу так, чтобы конец её был выше уровня жидкости. Длинная игла обеспечивает подсос воздуха в ёмкость флакона и беспрепятственное опорожнение его. Все детали, из которых монтируется система для внутривенного вливания, должны быть стерильными. Для заполнения системы жидкостью опускают капельницу ниже уровня флакона, придавая ей строго горизонтальное положение, и отпускают зажим. Когда жидкость начнёт выделяться через канюлю ровной струей, а в стеклянной трубке не будет видно пузырьков воздуха, вновь накладывают зажим и систему можно считать готовой к работе.
Производят пункцию вены, фиксируют иглу к поверхности кожи и присоединяют к ней канюлю.
Если уровень жидкости в капельнице слишком высокий, удаляют излишек жидкости. Для этого на резиновую трубку выше капельницы на 2-3 см накладывают зажим и на участке между зажимом и капельницей прокалывают трубку стерильной иглой. Через неё шприцем осторожно вводят воздух, который вытесняет из капельницы излишек жидкости в нижнюю часть системы (в вену).
Если уровень жидкости в капельнице недостаточен и его надо поднять, ниже и выше капельницы накладывают два зажима. Над капельницей прокалывают резиновую трубку одной стерильной иглой, а ниже капельницы другой и вводят шприцем недостающее количество жидкости (верхняя игла играет при этом роль воздухопровода).
Фиксацию иглы осуществляют следующим образом. Под иглу, введённую в вену, подводят полоску лейкопластыря (шириной 2-3 см), которая охватывает иглу и концами приклеивается к коже. Над погружённой частью иглы, перпендикулярно ей, клеят полоску лейкопластыря шириной 2-3 см и длиной 6-8 см. Угол между иглой и кожей осторожно заполняют стерильными марлевыми салфетками, служащими для иглы опорой, которые удерживаются двумя длинными широкими полосками лейкопластыря. Для полной гарантии муфта иглы фиксируется узкой полоской лейкопластыря поперёк иглы.
Число капель в минуту для детей грудного возраста составляет 10-20, при необходимости увеличивается до 30-40.
1.1. Составление родословной семьи с числом поколений не менее 3, отражающей наличие или отсутствие наследственных заболеваний;
1.2. Определение общей отягощенности анамнеза с подсчетом индекса отягощенности:
Индекс более 0,7 свидетельствует об отягощенности анамнеза.
1.3. Определение направленности отягощения генеалогического анамнеза с подсчетом индекса отягощенности по нозологической группе:
Индекс более 0,4 свидетельствует об отягощенности анамнеза по данной нозологической группе.
Оценка: 1) генеалогический анамнез отягощен;
2) генеалогический анамнез не отягощен.
2. Оценка биологического анамнеза .
Таблица 3.1.
Условия, характеризующие биологический анамнез
Условия | Перечень неблагоприятных факторов |
Особенности антенатального периода | Токсикозы 1-й и 2-й половины беременности, угроза выкидыша, внутриутробная гипоксия плода, экстрагенитальные заболевания матери, профессиональные вредности родителей, хирургические вмешательства во время беременности, вирусные заболевания матери во время беременности |
Особенности интранатального и постнатального периодов | Длительные или стремительные роды, кесарево сечение, асфиксия, родовая травма, недоношенность, гемолитическая болезнь, острые инфекционные или неинфекционные заболевания |
Воздействия, ухудшающие здоровье в последующем | Повторные острые заболевания любой этиологии, ранний перевод на искусственное вскармливание |
Оценка : 1. Биологический анамнез благополучный;
2. Биологический анамнез неблагополучный
3. Оценка социального анамнеза .
Таблица 3.2.
Параметры социального анамнеза
Параметры | Крайний вариант благополучия |
Характеристика полноты семьи | Есть ли отец, мать и ближайшие родственники |
Образовательный уровень семьи | Средне специальное образование (техникум, ПТУ) |
Психологический климат семьи | 1) Отношение к ребенку ровное, ласковое, дружелюбное, ребенок желанный; 2) Отношения между родителями дружелюбные; 3) Нет вредных привычек |
Жилищно-бытовые условия | Наличие у семьи отдельной квартиры с площадью не менее 6м 2 на человека |
Материальная обеспеченность семьи | 60% от минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек |
Уровень санитарно-гигиенических условий ухода за ребенком и квартирой | Минимально-оптимальный |
Оценка: 1. Благоприятный социальный анамнез.
2. Неблагоприятный социальный анамнез
Общее заключение.
Заключение : 1. Отклонений в онтогенезе не обнаружено.
2. Имеются отклонения в онтогенезе (указать какой анамнез, перечислить неблагоприятные факторы)
При первичном патронаже врач должен оценить генеалогический, биологический, социальный анамнезы. Если один из анамнезов или несколько имеют отрицательную характеристику, а все другие критерии, характеризующее здоровье, положительную, то ребенка по состоянию здоровья относят в группу здоровья IIА. При последующих осмотрах, в случае выявления новых параметров, характеризующих анамнезы, производят их переоценку.
Приложение 4
Оценка изменений частоты пульса и артериального давления при пробе
с 20 приседаниями
Оценка реакции | Пульс, удары за 10 сек | Артериальное давление, мм рт. ст | Дыхание после пробы | |||||
До пробы | После пробы | Учащение в % | Время возвращения к исходным величинам, мин | Максималь- ное | Минималь- ное | Амплиту- да | ||
Благоприятная | 10-12 | 15-18 | 25-30 | 1-3 | от +10 до +20 | до - 10 | Увеличение | Без видимых изменений |
Допустимая | 13-15 | 20-23 | 51-75 | 4-5 | от+25 до +40 | от –10 до – 20 | Увеличение | Учащение на 4-5 дыханий в мин |
Неблагоприятная | 16 и > | Слабый, появление аритмии | 80 и > | 6 и > | Падение | Без изменения или увеличение | Уменьшение | Одышка при наличии побледнения, жалобы на плохое самочувствие |
Приложение 5
определения группы здоровья в зависимости от характера и степени выраженности некоторых распространенных отклонений в состоянии здоровья.
Наименование отклонения | Группа здоровья | Клинические критерии | ||
Сердечно-сосудистая система | ||||
Функциональный шум в сердце | II | |||
Юношеская гипертрофия сердца, митральная форма сердца, малое (висячее) сердце. | II | |||
Тахикардия, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия. | II | При отсутствии заболеваний сердца. | ||
Понижение артериального давления. | II | При снижении систолического АД у детей 8-12 лет до 80-85мм рт.ст., 13-16 лет-до 90-95мм рт.ст. | ||
Вегетативная дисфункция (НЦД по гипотоническому типу) | III | Снижение систолического АД у детей 8-12 лет ниже 80-85мм рт.ст. и 13-16 лет ниже 90-95мм рт.ст. при наличии повышенной утомляемости, головных болей, лабильности пульса, потливости. | ||
Вегетативная дисфункция (НЦД по гипертоническому типу) | III | Транзиторные подъемы систолического АД до 135-140мм рт.ст. (редко до 150мм рт.ст.) при наличии вегетативной дисфункции – потливости, тахикардии, субфебрилитета и отсутствии изменений в сосудах глазного дна и на ЭКГ | ||
Пограничная артериальная гипертония | IV | Продолжительные подъемы систолического АД до 150-160мм рт. ст., уровень лабильный. Диастолическое АД иногда повышается до 85-90мм рт.ст. | ||
Миокардит неревматической этиологии | III - IV | При полной клинической ремиссии – III гр., при неполной клинической ремиссии - IVгр. | ||
Острая ревматическая лихорадка | III - IV | Без порока сердца или с пороком, без признаков недостаточного кровообращения (НК), при отсутствии признаков активности ревматического процесса от 1 года до 5 лет – III гр Без порока сердца или с пороком, без признаков НК, в период стихания активности ревм. процесса (от 6 мес. до 1года) – IV гр. С пороком сердца и признаками НК 1 ст. при отсутствии ревм.процесса (от 1 года и > после атаки) - IV гр.. | ||
Врожденный порок сердца | III - IV | Открытый артериальный проток, дефект межжелудочковой перегородки, без признаков НК – III гр. с НК 1 ст.– IV гр. | ||
Органы дыхания | ||||
Хронический бронхит | III - VI | |||
Хроническая пневмония | III - IV | При отсутствии клинических функциональных изменений со стороны органов дыхания и др. систем – III гр., при их наличии – IV гр. | ||
Бронхиальная астма | III - IV | В межприступном периоде при отсутствии функциональных нарушений различных систем, органов и физического развития – III гр., при их наличии – IV гр. | ||
Пищеварительная система | ||||
Кариес зубов | II - III | Кариес средней активности – II гр., высокой активности – III гр. | ||
Аномалии прикуса | II - III | Начальные формы аномалий прикуса – II гр., значительно выраженные аномалии прикуса–IIIгр. | ||
Дискинезии желчевыводящих путей | II - III | В стадии стойкой ремиссии – II гр. Кратковременные схваткообразные боли в правом подреберье или в области пупка, возникающие после еды или не связанные с приемом пищи, при мало нарушенном общем состоянии и слабо выраженных объективных данных – III гр. | ||
Хронический холецистит | III - IV | В стадии стойкой ремиссии – III гр., при наличии клинических признаков субкомпенсации – IV гр. | ||
Хронический гастрит | III - IV | В стадии полной ремиссии – III гр., в стадии неполной ремиссии – IV гр. | ||
Хронический гастродуоденит | III - IV | В стадии полной ремиссии – III гр., в стадии неполной ремиссии (незначительные боли в эпигастральной и пупочной области, голодные или спустя 2 часа после приема пищи) при наличии болезненной пальпации пилородуоденальной области – IV гр. | ||
Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки | III - IV | При стойкой ремиссии – III гр. Боли в подложечной области (голодные и ночные), отрыжка кислым, изжога, рвота, при локальной болезненности в подложенной и пилородуоденальной области, напряжение мышц эпигастральной области – IVгр. | ||
Хронический колит, энтероколит | III - IV | В стадии ремиссии – III гр., при неопределенных болях по всему животу, снижении аппетита, общей слабости, быстрой утомляемости, похудании, спастическом сокращении кишечника, его вздутии и урчании – IV гр. | ||
Гельминтоз | II - III | Без признаков интоксикации – II гр., при их наличии – III гр. | ||
Мочеполовая система | ||||
Доброкачественная протеинурия при отсутствии заболевания почек | II | |||
Пиелонефрит хронический | III – IV | При полной ремиссии и сохраненной функции почек – III гр., при неполной ремиссии и частично нарушенной функции почек – IV гр. | ||
Крипторхизм | III | |||
Нарушение менструального цикла в период становления мен. функции | II | |||
Дисменорея | III | |||
Эндокринная система и обмен веществ | ||||
Гипертрофия вилочковой железы | II | |||
Увеличение щитовидной железы I и II ст. | II | Увеличение щитовидной железы I ст. (прощупывается перешеек щитовидной железы и слабо определяются боковые доли), II ст. (железа заметна на глаз при глотании, легко прощупываются боковые доли) до препубертатного и пубертатного периода, без нарушения функции. | ||
Зоб | III | Увеличение щитовидной железы III ст. и более, нарушение функции | ||
Диффузный токсический зоб | III - IV | При легкой форме – III гр., при среднетяжелой – IV гр. | ||
Избыточная масса тела (за счет жироотложения) | II | Превышение массы тела на 10-19 % в связи с избыточным жироотложением | ||
Ожирение (экзогенно-конституциональное) | III - IV | Ожирение I ст. (превышение массы тела на 20-29% за счет жироотложения) и II ст. (превышение массы тела на 30-49 % за счет жироотложения) – III гр. Ожирение III ст. (превышение массы тела на 50 % и более за счет жироотложения) – IV гр. | ||
Кожа | ||||
Аллергические реакции | II | Повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые вещества, лекарства и пр. | ||
Экссудативно-катаральный диатез без явлений экземы | II | |||
Экзема, дерматит, нейродерматит | III - IV | При ограниченной локализации – III гр. При распространенных кожных изменениях с явлением общей интоксикации – IV гр. | ||
Система крови | ||||
Преданемическое состояние | II | Содержание гемоглобина 115 – 111г/л | ||
Анемия | III – IV | Содержание гемоглобина 110 -108 г/л – III гр.,107 - 80 г/л – IV гр. | ||
Нервная система | ||||
Астенические проявления | II | Легкие астенические проявления (утомляемость, головные боли, раздражительность, обидчивость, плаксивость, поверхностный сон и др.), исчезающие после непродолжительного отдыха. | ||
Патологические привычки | II | Привычка грызть ногти, воротники, дергать волосы, кусать, облизывать губы и др., не понижающие функциональных возможностей организма. | ||
Речевые нарушения (косноязычие) | II | |||
Вегетативная (вегетативно-сосудистая) лабильность | II | Соматовегетативные и вегетососудистые нарушения (повышенная потливость, акроцианоз, красный дермографизм, склонность к тахикардии, непереносимость жары и холода, игра вазомоторов), характерные для препубертатного и пубертатного периодов и не нарушающие работоспособности. | ||
Вегетативная (вегетативно-сосудистая) дисфункция | III - IV | Невротические и неврозоподобные расстройства, выражающиеся перманентными или кризоподобными вегетативными или соматовегетативными нарушениями. При слабовыраженной симптоматике – III гр., при выраженных клинических проявлениях и снижении работоспособности – IV гр. | ||
Невропатия (врожденная детская нервность) | III | Расстройства сна (трудности засыпания, ночные страхи, прерывистый сон), аппетита, эмоциональная неустойчивость, психомоторная расторможенность. | ||
Астено- невротический и церебростенический синдром | III - IV | Раздражительность, головные боли, нарушение сна и аппетита. При умеренных и клинических проявлениях – III гр., при выраженных – IV гр. | ||
Невроз (астенический, истерический невроз, невроз навязчивых состояний) | III - IV | При кратковременных проявлениях – III гр., при длительных – IV гр. | ||
Логоневроз, энурез, тики, моторная навязчивость | III - IV | При умеренных проявлениях, не снижающих социальную адаптацию, - III гр., при более выраженных – IV гр. | ||
Патологическое развитие личности, психопатоподобные синдромы, невротическо развитие личности | III - IV | Неправильные формы поведения, квалифицированные детским психоневрозом, группа здоровья – в зависимости от выраженности клинических проявлений | ||
Последствия органического заболевания центральной или периферической НС | III - IV | Двигательные, чувствительные и координационные нарушения, без снижения функциональных возможностей – III гр., при их снижении – IV гр. | ||
Гипертензионный-гидроцефальный синдром (врожденный или приобретенный) | III – IV | В стадии устойчивой компенсации и отсутствия клинических проявлений – III гр., при их наличии – IV гр. | ||
Эпилепсия, эпилептиформный синдром на фоне резидуальных органических поражений головного мозга. | IV | |||
Задержка психического развития | III | |||
Умственная отсталость | IV | |||
Орган зрения | ||||
Миопия слабой степени, астигматизм. Гиперметропия средней степени, астигматизм | II | Миопическая рефракция от 0,5 до 3,0 Д или гиперметр. рефракция от 3,25 до 6,0 Д в меридиане наивысшей аметропии на лучшем глазу, при остроте зрения с коррекцией не менее 1,0 на каждый глаз | ||
Миопия средней и высокой степени, астигматизм | III - IV | Миопическая рефракция от 3,25 Д до 6,0 Д в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения с корреляцией от 0,5 до 0,9 на лучшем глазу – III гр. Миопическая рефракция от 8,25 Д и выше на лучшем глазу в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения с коррекцией на лучшем глазу не менее 0,5 – IV гр. | ||
Гиперметропия высокой степени, астигматизм | III | Гиперметропическая рефракция от 6,25 Д и выше в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения от 0,5 до 0,9 на наилучшем глазу | ||
Аккомодационное косоглазие | II | Без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения | ||
Неаккомодационное косоглазие | III - IV | С учетом степени аномалии рефракции | ||
Ухо, горло, нос | ||||
Аденоидные вегетации | II–III-IV | Небольшие аденоидные вегетации, слегка прикрывающие верхний край хоан и не препятствующие носовому дыханию – II гр. Аденоиды II степени (хоаны прикрываются наполовину) – III гр. Аденоиды III степени (хоаны прикрываются полностью) – IV гр. | ||
Аденоидит хронический | III | Затрудненное носовое дыхание, постоянный насморк, слизистые выделения по задней стенке глотки, длительный субфебрилитет, частые простудные заболевания | ||
Гипертрофия небных миндалин II-IIIст. | II - III | При гипертрофии II ст. (миндалины заполняют две трети пространства между небными дужками и язычком) – II гр. При гипертрофии III ст. (миндалины соприкасаются между собой) – III гр. | ||
Искривление носовой перегородки | II - III | При отсутствии нарушения носового дыхания – II гр., при нарушении носового дыхания – III гр. | ||
Ларингит хронический | III | Наружный и средний отит – III гр. | ||
Отит хронический | III – IV | Гнойный эпимезотимпанит – IV гр. | ||
Ринит хронический | III | |||
Синусит хронический | III | |||
Фарингит хронический | III | |||
Тонзиллит хронический | III - IV | Компенсированная форма (местные изменения небных миндалин и ангины или частые респираторные заболевания в анамнезе без общих патологических проявлений вне обострения) – III гр. Декомпенсированная или токсикоаллергическая форма (местные изменения в миндалинах сопровождаются субфебрилитетом, тонзило-кардиальный синдром и др.) – IV гр. | ||
Тугоухость | II-III-IV | Односторонняя и двусторонняя I ст. (восприятие шепотной речи от 1 до 5м) – II гр. Односторонняя II ст. (восприятие шепотной речи до 1м) и односторонняя III ст. (шепотная речь не воспринимается), а также двусторонняя II ст. – III гр., III ст. двусторонняя – IV гр. | ||
Кохлеарный неврит | III – IV | Группа здоровья в зависимости от степени нарушения слуха (см. Тугоухость). | ||
Физическое развитие | ||||
Общая задержка физического развития | II | Длина тела меньше, чем М –2σ, отставание в уровне возрастного развития по количеству постоянных зубов, степени оссификации скелета кисти, выраженности вторичных половых признаков (по сравнению с региональными стандартами) при отсутствии эндокринной патологии | ||
Значительный дефицит массы тела | II | Масса тела меньше, чем М –2σ по региональным стандартам (таблица регрессии) без хронической патологии | ||
Опорно-двигательный аппарат | ||||
Нарушение осанки | II | Асимметрия плеч, боковые искривления позвоночника, сутуловатая лордотическая кифотическая выпрямленная осанка. | ||
Сколиоз | III - IV | Сколиоз I, II ст. (реберное выбухание или мышечный валик, угол искривления основной дуги позвоночника до 10 – I ст., до 30 – II ст.) – III гр. Прогрессирующий сколиоз, а также сколиоз III и IV степени (мышечный валик, реберный горб и угол искривления от 30 до 50 – III ст., и более – IV ст.) – IVгр. | ||
Уплощение стопы | II | Нарушение опорной поверхности: перешеек стопы, соединяющий область пяточной кости с передней частью стопы, значительно расширен (до 2/3 общего поперечника стопы), на его внутренней стороне пальпаторно обычно определяются компенсаторный мышечный валик; линия наружного края стопы несколько выпукла. Выраженность нарушения уточняется плантограммой. | ||
Плоскостопие | III | Нарушение опорной поверхности стопы: перешеек, соединяющий область пяточной кости с передней частью стопы, занимает почти всю ширину стопы. |