Поколение Z, чьи представители активно начинают проникать во все сферы бизнеса, считается переходным из века ХХ в век XXI (согласно различным подходам, это те, кто родился в 1990-е годы и вплоть до 2010-го). То, что их родители называли "технологиями будущего", для них уже обыденное настоящее. Они креативны, изобретательны, предпочитают виртуальный мир реальному, но при этом зачастую ленивы и инфантильны, а мотивировать долгосрочными целями их практически невозможно.

Чему у них стоит поучиться?

Людей этого поколения отличает прежде всего максимальная приближенность к информации, с которой они умеют отлично работать.

«Людей этого поколения отличает прежде всего максимальная приближенность к информации, с которой они умеют отлично работать. Дети сейчас фактически рождаются с мобильным телефоном в руках, а первой игрушкой для них становится компьютер. Те, кому сейчас 30 и более лет, были воспитаны на книгах, но поколение Z мыслит совершенно иными категориями. Максимум, что они могут прочитать - какую-нибудь статью, но гораздо привычнее для них мини-новости, формат твитов и статусов в социальных сетях. Образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах поверхностностью. Это чудный возраст, на мой взгляд, хотя и сопровождающийся определенной инфантильностью, инертностью», - говорит директор по персоналу компании«Россита» Анастасия Курахтина .

Представители данной категории, как правило, позитивны и получают удовольствие от своей работы. Обучение для них не догма; они сами выбирают путь своего развития, а система образования их поддерживает. Одно из главных их качеств - креативность , и такое популярное явление, как флешмоб, очень наглядно это иллюстрирует. Их привлекает эпатаж, нестандартные идеи, яркие проекты. К каждому делу они стараются подойти творчески.

Они обладают многими полезными навыками, которым нам стоит поучиться: например, умение быстро принимать решения, так как динамика их жизни намного выше. И пусть какие-то важные моменты упускаются и не всегда просчитываются риски - выводы будут сделаны позднее. Для них важен результат, а не сопутствующие факторы; собственное мнение, а не репутация в коллективе.

«Несмотря на то, что почти вся жизнь людей поколения Z проходит в виртуальном пространстве, у них постепенно растет интерес к качественному, глубокому реальному общению без потери технических возможностей, - продолжает Анастасия. - Они учат нас быть постоянно на связи: на любой отдых мы все равно берем с собой ноутбук. Если посмотреть на страницы молодых людей в социальных сетях - количество друзей там может достигать нескольких тысяч. Понятно, что ежедневно со всеми они не общаются, но все равно не выпускают из фокуса внимания, следят за новостями и обновлениями.

Так как поколение Z является основным кадровым потенциалом для многих компаний, руководству и специалистам по персоналу приходится играть по его правилам. Мы все больше понимаем, как правильно работать с сильными и слабыми сторонами ребят, чтобы наиболее эффективно их использовать. Например, разрабатываем технологии продаж в виде ярких методических пособий на 15 страничек - получается красочная книжечка с картинками. Такие инструменты, как инфографика, презентации, социальные медиа, вообще крайне действенны и уменьшают дистанцию для коммуникации. То есть важно постоянно озвучивать и визуализировать образы».

Дети своего времени

Представители поколения Z во многом индивидуалисты, им нужно объяснять, почему так важна работа в коллективе.

Поколение Z неотделимо от Интернета, а в глобальной Сети, как известно, нет никакой иерархии. К тому же после перестройки в России обрушились все прежние ценности на уровне государства и общества. Поэтому поколение 90-х не признает авторитетов и признанных лидеров - для них это условность. Современная молодежь - полная противоположность людям с советским прошлым, которым присуще чувство гиперответственности, патриотизма, единения друг с другом. Соответственно, найти контакт «отцам» и «детям» очень сложно. Выход - попытаться разговаривать на одном языке, быть таким же мобильным, легким в общении. В роли авторитета для поколения Z может выступать человек близкой возрастной категории, но более профессиональный в чем-либо.

«Например, если у меня в магазине в основном работают студенты и выпускники вузов в возрасте 20-23 лет, то управлять ими я уже не поставлю 40-летнего менеджера. Потому что у него совершенно другое понимание коллектива, обязанностей, донесение информации и т.д. Директорами становятся те сотрудники из линейного персонала, кто стабильно показывал отличные результаты, заслужил уважение, положительную репутацию у коллег», - поясняет Анастасия.

В единую команду представителей поколения Z собрать достаточно тяжело. «У нас чувство коллективизма формировалось еще на уровне детских садов и школ: мы вместе, мы сила, мы всего достигнем - отсюда все эти отряды, октябрята, пионеры и комсомольцы. В 90-е же годы, когда старое уже разрушилось, но ничего нового еще не было создано, дети наблюдали, как их родители выживали самостоятельно, без всякой помощи государства. Именно поэтому у них сейчас нет общих объединяющих ценностей. Они во многом индивидуалисты, им нужно объяснять, почему так важна работа в коллективе.

Для поколения Х поступление в институт было прерогативой относительно небольшой прослойки. Это была заветная мечта многих молодых людей - получить высшее образование, которое было путевкой в лучшую жизнь. Сложность задачи диктовала серьезный уровень подготовки абитуриентов и их осознанный выбор вуза, факультета, профессии. С началом 90-х количество бюджетных мест резко уменьшилось, на первый план вышло коммерческое обучение, а самыми популярными направлениями стали экономическое, финансовое, юридическое - именно они считались наиболее «денежными». Руководствуясь этим, школьники поступали в вузы без малейшего понимания, пригодится оно им в принципе или нет, а зачастую и не по своей воле. Главное, что заботливые родители оплачивали обучение.

«В итоге только уже с дипломом на руках выпускники по-настоящему задумывались о своей профессиональной судьбе. В массовом порядке они шли работать не по специальности, некоторые затем получали дополнительное образование, так как первое и основное оказывалось совершенно бесполезным. Но, к сожалению, не редки ситуации, когда молодежь, получив желанные корочки, останавливается в развитии, теряет интерес к дальнейшему повышению квалификации и получению знаний. Конечно, каждый случай уникален, однако тенденция все равно негативная», - комментирует психолог, бизнес-тренер Светлана Булгакова .

Работники с особенностями

Представители поколения Z не склонны задерживаться на одном месте работы много лет: им становится скучно, теряются стимулы. Они легко соглашаются на предложения от других компаний, если там предлагают увлекательный проект, реальные цели, которые можно достичь в короткие сроки. Мотивации, рассчитанные на длительные сроки, пусть даже на год, не вызывают у них энтузиазма. Коллектив, друзья среди коллег, как уже было сказано, также не являются удерживающим фактором: с современными средствами коммуникации поддерживать связь не составляет проблемы.

«Эти люди хотят жить и работать здесь и сейчас - это вообще особенность общества потребления. Если им показать четкую перспективу, ясные и понятные этапы карьерного пути, возможность за короткое время получить должность руководителя или повысить зарплату, наглядные примеры достижения тех или иных показателей - в результате вы получите заинтересованных, вовлеченных и эффективных сотрудников. Собственно, розничные компании так и делают», - объясняет коммерческий директор компании «Россита» Елена Иващук .

Анастасия Курахтина рассказывает, как в одну розничную сеть магазинов на позицию продавца-стажера взяли молодого человека. По каждому вопросу у него было свое мнение, которое он яростно отстаивал. Но согласитесь, что это ненормально: либо мы все работаем по одному регламенту, либо каждый изобретает велосипед; если каждый новичок начнет учить всех, как надо работать, - бизнес просто развалится. Понятно, что этот человек долго не задержался, однако самое интересное выяснилось уже потом. У него не было высшего образования, он находился в перманентом «поиске себя», ничем по сути не занимался и жил на средства родителей. Затем вдруг понял, что хочет заниматься фотографией. Мама с папой проспонсировали обучение, покупку аппаратуры - и сейчас, менее чем через год после ухода из компании, его работы выставляются в одном итальянском городке.

Представители поколения Z не склонны задерживаться на одном месте работы много лет: им становится скучно, теряются стимулы.

Этот пример лишний раз показывает, что талантливых людей среди этого поколения немало, но зачастую они сами не знают, что им нужно. Они не готовы подчиняться общим правилам либо делают вид, что согласны с ними. Зато когда все-таки находят занятие по душе, то преображаются и отдаются ему без остатка.

Что касается Z-лидеров, то им полностью присущи черты своего поколения. Если люди «старой закалки» будут поддерживать свои позиции сильными внутренними качествами, то те, кто идет им на смену, - культом технократизма. Показателем статуса для них являются не квартира и машина, а самые последние технические разработки, гаджеты и т.п.

Прирожденных предпринимателей также будет становиться все меньше, исходя из упомянутых трудностей с самомотивацией. Однако те, у кого она развита достаточно хорошо, станут самобытными и успешными, особенно в новых, еще неразработанных для рынка нишах.

«Это поколение не умеет одновременно работать и отдыхать, равномерно распределяя время и на то, и на другое, - считает Светлана Булгакова. - Молодые люди могут с увлечением заниматься чем-то важным и полезным, но в какой-то момент индивидуализм дает о себе знать, и они бросают все. До тех пор, пока вновь не почувствуют желание поработать. А все потому, что они не чувствуют ответственности за свою жизнь, не боятся голода, как их бабушки и дедушки. Z-дети росли в тот период, когда рождаемость в принципе была невысокой, поэтому они всегда были (и остались) любимчиками и баловнями. Родители активно поддерживают их финансово, что объясняет ту легкость, перерастающую в легкомысленность, с которой молодежь идет по жизни».

Приходя на собеседование, молодежь без запинок предъявляет необоснованно высокие требования к зарплате, но не может внятно объяснить свои цели, стремления и пожелания к работе. В итоге уровень интереса, потенциал, профориентацию приходится выявлять непосредственно в «полях». Чтобы найти контакт с поколением Z, Анастасия советует проговаривать, моделировать ситуации, разбирать бизнес-кейсы, наблюдать со стороны. Если при этом у человека проявятся необходимые компетенции и личностные качества, а также найдется достаточно мотивирующих факторов - работодателю повезло.

  • 3 проверенные техники для достижения целей Полезно для выпускников и студентов
  • Колледжи не для троечников: конкуренция стимулирует развитие системы СПО
  • Специальность «Коммерция (по отраслям)». Квалификация – менеджер по продажам
  • Ключевые точки в резюме бухгалтера: что забывают уточнить
  • Резюме юриста: как рассказать про свои успехи понятным языком
  • 5 простых профессий, без которых ваш офис не будет работать
  • На 5% больше подростков выбирают среднее профессиональное образование
  • Путь к работе мечты: 5 секретов эффективности для выбора профессии
  • Календарь абитуриента: сроки приема документов в колледжи и техникумы в 2019 году
  • Какие профессии оказались самыми востребованными в 2018 году?
    • Внимание, выпускники НОУ СПО «Сибирская региональная школа бизнеса (колледж)»!
  • Гибкие навыки: на что обращают внимание современные работодатели
  • 10 правил успешного студента: повышаем эффективность учебы и личную производительность
  • Сколько классов заканчивать: 9 или 11? Куда поступать в колледж или в вуз?
  • Исследование российского рынка зарплат и популярных профессий
  • Проблемы профессионального самоопределения и трудоустройства лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
  • Как составить резюме юристу: 5 советов от потенциального работодателя.
  • Стали известны самые прибыльные профессии в России в 2018 году
  • Куда поступить на дизайнера: выбираем специальности и профили
  • Как повысить свои шансы на трудоустройство с помощью резюме и собеседования?
  • Как начать карьеру молодому специалисту? Лайфхаки от hr-директоров.
  • Что делать, если ребёнок не поступил в вуз: 6 советов родителям
  • Определены самые высокооплачиваемые профессии в России
  • Как поступить в колледж: основная информация для абитуриента
  • Как выбрать профессию, не потерять время и не разочароваться?
  • Отсрочка от службы в армии для абитуриентов и студентов колледжей
  • Абитуриентам колледжей и техникумов - выпускникам 11 класса
  • Абитуриентам колледжей и техникумов - выпускникам 9 класса
  • Обучение после колледжа в вузе по сокращенной программе
  • Самообразование - это перспективная стартовая площадка для вашей карьеры
  • Переход в колледж может стать самым мудрым родительским решением
  • В Минобрнауки России обсудили перспективы развития среднего профессионального образования
  • ТОП-5 профессий будущего: на кого лучше поступать в 2018 году?
  • Как успешно сдать сессию и не умереть: режим и распорядок дня студента
  • СТУДЕНЧЕСКИЕ ЛАЙФХАКИ: КОГДА БОЛЬШЕ НИЧЕГО НЕ ПОМОГАЕТ
  • Преимущества и недостатки дистанционного обучения в вузе и колледже
  • Лайфхаки по обучению. Пять советов, которые помогут учиться самостоятельно
  • о сильных и слабых чертах характера поколения Z
  • Профориентационная работа и содействие трудоустройству выпускников
  • Поступить в колледж Омска на заочное, дистанционное обучение в Омске
  • Как студенту начать успешную карьеру. Думай как работодатель!
  • Советы первокурсникам: 80 рекомендаций от старших товарищей
  • Рабочие профессии с начала 2017 года стали более популярными среди молодежи
  • Сформировать финансовую культуру людей Постарается Центральный банк РФ.
  • Как составить блестящее резюме: 45 приемов на любой случай
  • Как поступить в колледж НОУ СПО "СРШБ(к) г. Омск. Отвечаем на вопросы.
  • Учиться никогда не поздно, или какие курсы будут полезны тем или иным специалистам?
  • Конкуренция среди молодых специалистов выросла до 12 человек на место
  • Профессиональные навыки для успешного трудоустройства.
  • Неделя специалиста специальности 38.02.07 «Банковское дело» глазами студентки первого курса
  • Как предоставляется отсрочка от армии студентам колледжа
  • ТОП-5 профессий будущего: на кого лучше поступать в 2017 году?
  • Для участия в ГИА подать заявление необходимо до 1 марта
  • Студент-2017: рвение к учебе и перспективы трудоустройства
  • Сибирская региональная школа бизнеса (колледж) - ведущий колледж Омска
  • Поступающим в колледж на заочную форму обучения с применением дистанционных технологий
  • Выпускники российских колледжей смогут получать зарплату до 70 тысяч рублей в месяц
  • Стоит ли идти в старшую школу (10-11 класс) или же пойти в колледж?
  • Заочная форма обучения с использованием дистанционных образовательных технологий
  • Советы первокурсникам: рекомендаций от старших товарищей
  • Обучение по специальностям, которые станут профессиями будущего
  • Визажист-стилист - одна из самых востребованных и хорошо оплачиваемых профессий.
  • Перечень документов для поступления в СРШБ (колледж) 2016
  • ПЕРЕЧЕНЬ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В 2018 ГОДУ В НОУ СПО "СРШБ (КОЛЛЕДЖ)"
  • ПРАВИЛА ПРИЕМА в Сибирскую региональную школу бизнеса (колледж) на 2016–2017 учебный год
  • Куда пойти учиться или выбираем учебное заведение, профориентация, тесты
  • Специальность 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»
  • Специальность 40.02.03 «Право и судебное администрирование»
  • Специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
  • Специальность 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
  • Уникальная система непрерывного образования «Школа – Колледж – ВУЗ»
  • Для поступления в наш колледж не нужно сдавать ЕГЭ!
  • Расписание
  • о сильных и слабых чертах характера поколения Z

    «Они много знают, кроме ответа на вопрос: как достичь поставленной цели?»

    Инвестор и создатель курса для подростков «Бизнес для школьников» Аркадий Морейнис – о сильных и слабых чертах характера поколения Z

    Молодые люди, не представляющие жизнь без гаджетов и интернета, становятся совершеннолетними и вот-вот начнут выходить на рынок труда. Что известно об их качествах, привычках и поведенческих особенностях? «Идеономика» узнала, чего ждать от «цифровых» людей, у серийного предпринимателя Аркадия Морейниса – создателя сервиса Price.ru и бывшего топ-менеджера Рамблера, бизнес-ангела, который сегодня учит представителей поколения Z предпринимательству в рамках проекта « Темная сторона «.

    Нас пугают новым поколением центениалов (еще их называют поколением Z - это молодые люди, рожденные после 1999 года). Мол, они наступают поколению Y на пятки, а тех, кто еще старше, уже начали стирать с лица земли. Аркадий, так и есть на самом деле, или это очередная фобия тех, кто постарел?

    У меня ощущение, что так с каждым поколением. Наши родители пугались, глядя на нас, а бабушки - глядя на родителей. Я смотрю на новое поколение - это главное, - и не вижу его как одну аморфную массу. Подвести под один знаменатель всех было бы неправильно. Но несколько категорий среди центениалов уже видно. Первая – те, чьи родители, к сожалению для этих детей, чего-то добились. Многим просто ничего не нужно, у них все есть. До определенного уровня, конечно: я говорю не про яхты и золотые унитазы, а про средний класс и средний плюс. Их дети продвинутые, но проблема в том, что у них нет стимула что-то делать, зато выстроен путь до 25 лет. Они ходят в хорошую школу, она монополизирует все их время: у них кружки, развивающие путешествия, проектная работа и т.д. Но под руководством, увы, тех, кто работает в школе 10-15 лет. Они учатся, чтобы хорошо сдать ЕГЭ, поступить в приличный вуз, хорошо его закончить, потом найти приличную работу - путь расписан, им не нужно принимать никаких решений.

    И в чем минус такой жизни?

    В 25 лет они осознают, что весь предыдущий опыт с приличными оценками в 99% случаев им не поможет. И придется возвращаться в начало. В будущем появится много профессий и, вероятно, их профессия будет не нужна. Если открыть HeadHunter, соотношение количества резюме и вакансий “экономист” будет, условно, 100 к 1. Хотя несколько лет назад все шли учиться на эту специальность.

    Вторая категория внутри поколения Z – это дети из необеспеченных семей. Они не верят, что самому можно чего-либо добиться. По идее, они должны рваться вперед, но уверены, что шансы есть только, условно говоря, у детей прокуроров или детей обеспеченных родителей. Они перенимают мировоззрение своих родных. Например, семья живет в небольшом городе, папа и мама - клерки, получают небольшую зарплату; и они, и их ребенок думают, что против них все ополчились, общество виновато. И в итоге ситуация похожа на первую категорию, они тоже не готовы предпринимать, не видят короткий путь. Единственная возможность для них – хорошо учиться, поступить в нормальный универ, найти приличную работу. Тогда их дети будут получать не 15 000 рублей, а 70 000 рублей.

    Понимание, что можно стать предпринимателем и укоротить этот путь, в голову не приходит. Предпринимателей они видят только в двух обличиях: либо это далекая звезда, например, Цукерберг, либо это местные бизнесмены - в зале суда за решеткой. Но предпринимательство - это не обязательно свой бизнес, это умение видеть проблему и находить нестандартные пути решения. Для предпринимателя единственный способ добиться чего-то – попытаться обойти, срезать, сделать путь короче. Например, будучи школьником, можно устроиться на работу SMM-щиком, чтобы осознать, как люди лайкают и что они читают. А затем использовать это знание и придумать, как начать продавать - в рамках компании или нет. Это неважно. Такой путь в голову никому не приходит. Это из серии - “А что, так можно было?”. Ричард Брэнсон бросил школу в 16 лет, организовал журнал. А что, так можно было?

    Надо найти огромные силы, чтобы преодолеть стереотипы и осуждение общества.

    Да, стереотипы вбиваются с детства: так принято, так положено. Ты должен закончить школу, хорошо сдать ЕГЭ, любить биологию, физкультуру, химию, математику. А если не любишь, как ты можешь жить? А если ты на втором курсе решил бросить институт? Ты преступник!

    Кого больше среди приходящих к вам: предпринимателей или тех, кто мечтает быть частью корпорации?

    Я повторюсь еще раз. Работа в большой корпорации тоже может быть предпринимательской по духу. Хороший менеджер в большой компании - карьерист и предприниматель. Он собирает команды, видит цель, умеет сбивать конкурентов, ищет преимущества. После 12 лет заставить ребенка что-то делать против его воли уже сложно – поэтому те, кто приходят к нам, все-таки купили идею, что пора делать что-то не так, как другие. Многие уже начинают понимать, что в привычном пути есть проблемы. Но тут возникает монополия школы на время: понимание и желание есть, но когда этим заниматься? И с другой стороны – постоянное вбивание в голову “делайте то, что принято”.

    Назовите сильные и слабые качества молодых людей из поколения Z.

    Слабая сторона – та же самая, что была раньше у других поколений. Она старая, а сейчас, может быть, еще и усилилась. Это страх и неспособность общаться с людьми. Даже те, кто выглядит экстравертами, часто оказываются интровертами. А ведь предпринимательство - это продажи, надо всегда понимать, чего хочет другой человек, не нужно бояться получить ответ “нет”.

    То есть у них проблемы с эмоциональным интеллектом?

    Я называю его социальным интеллектом. Эмоциональный - только про чувства, но тут чувств мало. Нужно понимать мотивы, движущие силы. Должно быть ясно, что с этим пониманием делать, пытаться изучать на живых примерах.

    Причем необязательно лично. Можно дергать человека за рукав на улице и заговорить с ним, а можно размещать пост в паблике. И там, и там – это требует понимания людей, это требует общения, это требует понимания своих целей. Новому поколению проще искать информацию, чем начать взаимодействовать с людьми. Так было и раньше. Но предприниматели перебарывали это, потому что приходилось выходить во внешний мир, чтобы лично общаться с людьми, других способов не было. А сейчас можно сидеть дома, уткнувшись в ноутбук, но ты все равно вроде как на связи с миром - читаешь, комментируешь, смотришь YouTube. Но это иллюзия, ты все равно один. Раньше, если ты не мог общаться, то сидел в комнате в общаге и понимал, что ты один. А тут ты с ноутбуком - но как будто в толпе. Конечно, нельзя гнобить онлайн за эту иллюзию. Любое средство можно использовать так, чтобы оно мультиплицировало усилия. Это не онлайн плохой, просто он усилил слабое качество.

    Вообще в 90-е годы в России выросло поколение, которое пыталось найти свое место в жизни – добиться своего. Ситуация заставляла. Сейчас все успокоились, а жизнь вошла в спокойный режим. И все так живут, все больше принято делать так, как делалось. Как-то я задал у себя в Facebook три вопроса подросткам, попросив родителей задав их своим детям: что ты хочешь уметь после школы, чем будешь заниматься после университета и кем ты видишь себя в 30 лет? Отвечая на первый вопрос, они называли все, что угодно, кроме того, что имеет отношение к школьному образованию. Один хотел научиться собирать компьютеры, вторая – шить одежду, кто-то – готовить, еще кто-то – рисовать мультфильмы. В общем, понятные прикладные вещи. Один ребенок сказал: “А что мне школа? Там, кроме английского, нет ничего полезного”. На вопрос про тридцать лет (а это для подростков эквивалентно “когда я буду совсем взрослым”) они отвечали: “У меня будет сеть ресторанов”, “У меня будет свой бренд одежды”, “Я буду танцевать и петь лучше, чем Дженнифер Лопес”, “У меня будет фирма по производству мультфильмов, дети, репутация, две машины”. Но на вопрос о том, что они будут делать после университета, общий ответ можно сформулировать так - “Буду работать – ну, как все”. И это провал. Провал между тем, что они делают сейчас, и тем, что они пока еще хотят иметь.

    Выходит, их путь неочевиден. То есть посередине – между школой, университетом и 30-летием, – ничего нет. Они понимают, что хотят уметь и иметь после выпуска, но к самой школе это не имеет отношения. Они представляют, какими будут в 30 лет, но понимания, как добиться этого – нет. Виновата привычка “так принято”, они не видят альтернатив.

    А сильные стороны центениалов?

    Развитость. У меня сын, 12 лет, он учится в лицее, в 7 классе. У них есть публичный экзамен в конце года. В 5 классе они берут один источник и делают по нему доклад. В 6 классе - два источника. К 8-9 классу должны, по задумке учителей, приблизиться к умению выдвигать тезисы и подбирать аргументацию. Так вот, когда в 6 классе пересказывали два источника, я спросил – а зачем дети что-то рассказывают просто так, без всякой цели? Учителя отвечают: в 12 лет дети не могут овладеть искусством выдвижения тезисов и выстраивания аргументации. Но когда сын приходит ко мне и говорит, что ему прямо сейчас нужен PlayStation – он же пришел с этим не просто так, он подготовился. Он залез в интернет и посмотрел, какие модели игровых приставок существуют. Проанализировал 20-30 источников – описания, обзоры. Понял, что именно он хочет и почему. Выдвинул тезис, проанализировал источники, собрал аргументацию. А потом обосновал, почему купить эту приставку нужно именно сейчас. Школьным учителям непросто понять, что новое поколение мыслит по-другому. Когда я начинал программу предпринимательства для школьников, то взял программу для взрослых и попробовал рассказывать подросткам от 12 лет все то же самое. И увидел, что они уже все понимают. Они уже многое знают - всосали новые навыки с молоком интернета.

    Не секрет, что их опекают и контролируют. Чем обернется столь сильная опека молодых людей из поколения Z, какими качествами будут обладать специалисты на рынке труда будущего?

    Растет поколение несамостоятельных специалистов. Они будут многое знать, но ждать указаний. Контроль и опека проявляются двумя способами: во-первых, сейчас с ними везде ходят. Когда я учился в школе, родители работали; утром я один шел в школу, возвращался домой, грел обед, шел в магазин. Как-то жил, и кстати, благодаря этому выстраивались навыки коммуникации. Сейчас даже в бытовых вещах самостоятельность исчезает.

    Во-вторых, если у ребенка возникает задача, проблема, цель, то родителю хочется сразу же помочь, рассказать правильное решение. Сделай то и это, и получишь результат. Это проявляется повсеместно. Родители, особенно те, которые чего-то добились, стали слишком умными. И это самая страшная проблема: ведь мы пытаемся рассказать людям, что им делать, когда не верим, что они могут это сделать сами. Каждый рассказ подростку о том, что и как делать – вбивание гвоздя в гроб его уверенности. Каждое указание - минус балл к его уверенности. Они привыкают, что не способны сами придумать и ждут, когда придет опытный взрослый дядя и все покажет. Вместо того, чтобы задавать наводящие вопросы, родители выдают готовые рецепты. Школам, кстати, не хватает предмета “Как учить” – это одна из важнейших вещей, которой все мы будем во взрослом состоянии заниматься. И это важно не только для родителей, но и для будущих руководителей, ведь они тоже будут учить сотрудников. Любой хороший руководитель – это учитель, умеющий делегировать.

    Школьное образование во всем мире переживает кризис, об этом говорится, например, в недавнем докладе Всемирного банка. По вашему мнению, как учить поколение центениалов?

    Надо понимать, что учеба – не отдельная дисциплина или процесс, оторванный от жизни. До сих пор учителя полагают, что это отдельная область человеческого знания. Мол, мы тут учим, а вы делайте что-нибудь с тем, что получилось. Тут вопрос не как учить, а чему и для чего. Старая система образования отвечала на эти вопросы. Она появилась в конце XIX века - прусская система образования, ответ на индустриальную революцию. Нужны были квалифицированные рабочие на конвейер, умеющие выполнять конвейерную работу: крутить ручку, выполнять простые операции, читать инструкции к станкам, не задавать лишних вопросов. За это им платят зарплату. В результате образование: вот тебе предмет, вот тебе домашнее задание, а мы будем ставить пятерки или двойки. Так воспитывается человек у конвейера. Соответственно, ключевой вопрос сегодня - кого мы хотим обучить в XXI веке?

    Какой ответ?

    Похожая дискуссия возникает, когда обсуждаются стартапы и инновации внутри сложившихся корпораций. Вот мы обсуждаем внутренние акселераторы, нацеленные на запуск новых проектов. Но руководители компании понимают, что если внутри устроить процесс взращивания предпринимателей, то кто будет работать, обеспечивать рутинные процессы? Тот же вопрос в образовании – вроде бы нужны люди, которые находят короткие пути и хотят менять, строить и разрушать, но кто тогда будет сеять хлеб, стоять за прилавком?

    А еще раньше зубрить имело смысл, сейчас – нет. Дети отучаются понимать результат зубрежки, они приучены делать все без понимания, не задают вопрос: а для чего это нужно? Поэтому надо отказаться учить детей без понимания того, для чего это нужно. Общее базовое представление о мире должно быть, но если человек не собирается быть химиком, то зачем ему пять лет учить химию? Знание отдельных предметов потеряло прежнюю силу. Вначале были энциклопедисты (Дидро, Ломоносов - они были универсалами). Потом наступила эра специализации. А сейчас прорывы и открытия возникают на стыке предметов. Нет смысла учить отдельный предмет. В Финляндии проводят эксперимент, отменяют школьные предметы. Работа строится по задачам. Есть проектные работы, под них дают знания из разных областей. Чтобы у любого учебного действия был практический результат, представление, как и для чего он нужен, а не просто оценка в табели. Оценка – это вообще подмена понятий, результат подменяется оценкой. Человек должен идти к цели и понимать, какие навыки ему для этого нужны. Сначала учить, а потом надеяться, что с выученным можно что-то сделать – бессмысленно. Все пролетает мимо ушей, когда непонятно, для чего это нужно и как это применить. Надо перевернуть этот процесс.

    Есть стереотип про центениалов, что у них отсутствует концентрация внимания из-за гаджетов. Среди ваших студентов подобное встречается?

    Просто это на детях видно больше, они как на ладони. Но я и за собой замечаю: информации слишком много, есть желание ее быстрее перерабатывать. Слишком много всего вокруг, поэтому мне хочется усваивать все побыстрее. 10 лет назад толстая книга была за счастье. Сейчас, открывая, думаю: “Короче, чувак, ты что хочешь сказать? Если не пойму, дальше прочитаю и соглашусь с тобой или не соглашусь”. Тут дело не во внимании. Но с другой стороны, когда мы пережевываем такие книги в виде summary, то это не работает. Я сначала должен задуматься, а потом понять. Иначе не зацепится нигде в мозгах, пролетит мимо. Но есть общее стремление: информацию надо уметь излагать короче, не теряя понятности и убедительности. Вот вы же берете интервью, периодически говорите: “Короче”. И я не против, это абсолютно нормально и приведет к тому, что люди будут более емко излагать мысли.

    Нарисуйте портрет молодого человека, который через 5-7 лет выйдет на рынок труда? Какие у него будут ценности и цели?

    Развитый человек, умеющий, знающий. Однако глобальная цель в его или ее сознании весьма туманна: хорошо жить к 30 годам, но без четкого представления, как этого добиться. Много фактов в голове, но нет ответа на вопрос, как достичь поставленной цели. Ужас в том, что развитость, которую дали поколению Z, будет очень сильно контрастировать с их реальными достижениями. В 30 лет он проснется и осознает, что у на руках у него уже семья, дети и ипотека. И вдруг поймет, что взрослый – это теперь он.

    Постепенно рынок труда заполняют те, кто родился в последние 20 лет прошлого века: они выросли в эру высоких технологий и кардинально отличаются от своих предшественников. Ученые называют их поколением Y. Для работодателей они пока - темные лошадки. И далеко не все знают, как правильно их привлечь и мотивировать.

    Теория поколений

    Теория поколений в социологии сформировалась относительно недавно, в 1991 году. Ученые попытались описать в ней все поколения, которые были представлены в XX веке, - дать им название и характеристику.

    В настоящее время на рынке труда господствуют представители трех последних поколений минувшего столетия: беби-бумеров, неизвестных (или поколения Х) и миллениалов (или поколения Y).

    Беби-бумеры родились в период с 1943 по 1963 год. Их главные черты - оптимизм, идеализм, ориентация на команду и личностный рост, ностальгия и религиозность. Их мировоззрение формировалось под влиянием таких событий, как советская «оттепель», становление СССР супердержавой, покорение космоса и холодная война. В результате появилось поколение победителей.

    Представители поколения X появились на свет в 1963–83 годах. На них влияли продолжение холодной войны, перестройка, война в Афганистане. Сформировалось поколение прагматичных индивидуалистов, надеющихся только на себя.

    Вслед за «иксами» пришли «игреки», у которых много имен - поколение Google, www, миллениалы. Они родились с 1983 по 2003 год. К числу событий, оказавших влияние на их развитие, стали распад СССР, многочисленные теракты и военные конфликты, развитие высоких технологий. В итоге на сцену вышли свободные люди, живущие здесь и сейчас.

    Немного о ценностях

    Ученые утверждают, что у каждого из поколений есть собственные ценности. Но при этом последующему поколению они передают не то, что было важно для них самих, а то, чего им не хватало.

    Бумеры жили ради общего блага и серьезно преуспели в его достижении. Но своим детям, представителям поколения Х, они передали идею о том, что наивысшими ценностями являются все же индивидуальность и личные достижения. «Иксы» строили свою жизнь по этим принципам (в частности, всю жизнь занимались самообразованием), и это им удавалось. А их дети, «миллениалы», переняли от своих родителей мысль о важности свободы и fun.

    Действительно, «игреки» никому не позволяют ограничивать свою свободу. И за свою работу представители поколения Google требуют немедленного вознаграждения. Они никогда не будут что-то делать ради отдаленной перспективы - им сразу нужен видимый результат.

    Именно такие сотрудники заполняют рынок труда сегодня. В самом ближайшем будущем они станут руководителями, будут строить бизнес и именно от «игреков» в течение нескольких последующих лет будет зависеть успех компаний. Чтобы найти подход к таким сотрудникам, работодатель должен знать о них как можно больше.

    Поколение Y: кто они такие?

    Представители поколения Y ценят свое время, нацелены на результат (поэтому, в частности, им важен не сам процесс получения новых знаний, а наличие диплома. Этим они кардинально отличаются от своих предшественников). Представители этого поколения не думают «на большую перспективу», живут настоящим моментом, потому что острее всех ощущают эфемерность, краткость и нестабильность жизни. Это ощущение у них сформировалось под влиянием многочисленных терактов и военных конфликтов. И если все достигнутое может рухнуть в один миг, то зачем планировать и предполагать? Ведь можно жить в удовольствие и успеть многое попробовать. Кроме того, поколение Х передало им идею важности свободы и fun, которой «игреки» непреклонно следуют.

    О том, что собой представляют представители поколения Y, рассказала начальник отдела подбора персонала компании РОСНО Елена Семенова: «Специалисты поколения Y, или так называемые "миллениалы" (от англ. Millenials), - это те, кто начал работать после 1 июля 2000 года. Эти специалисты опираются не на общепринятые стандарты, но на собственные представления о своей карьере и своем месте в жизни компании. Помимо прочего, представители поколения Y умело используют современные технологии и рассматривают их в качестве важного инструмента».

    Естественно, таких своенравных и самобытных сотрудников достаточно тяжело мотивировать. Стандартные методы здесь не подходят. Об этом рассуждает директор Института Тренинга ГК «Институт Тренинга – АРБ Про», кандидат психологических наук Нина Хрящева: «По данным American society for training and development, к 2014 году 47% трудоспособного населения составят люди, рожденные с 1977 по 1997, - именно это поколение будет определять направления развития бизнес-обучения. Поэтому поиск новых L&D форматов должен быть сфокусирован на потребностях поколения Y, или поколения WWW. Персонал и управленцы "нового" поколения стремятся к общности, разрушению системы жесткой иерархии в организации, предпочитают неформальный стиль и в обучении стремятся уйти от привычного аудиторного формата.

    К этим сотрудникам нельзя применять инструменты управления, которые использовались ранее. Например, подход "управление по целям" был создан во времена поколения телевидения (поколение людей, рожденных после второй мировой войны). Инструменты, связанные с оплатой по результату, внедрением KPI, индивидуальным целеполаганием активно применялись для поколения X (людей, чьей ценностью были индивидуальные достижения). Сегодня надо управлять через смыслы.

    Реальность такова, что HR-инструменты, которые были эффективны в работе с людьми предыдущих поколений, не применимы для поколения Y. Когда мы говорим Y-сотруднику: "Давай ты будешь лучше работать, и мы за это будем платить тебе больше денег", он лишь пожимает плечами. Потому что для него это не самое главное».

    Какие же инструменты мотивации будут эффективными?

    Раздаем пряники грамотно

    Наши эксперты проанализировали ценности поколения Y и сделали вывод о том, как построить эффективную систему мотивации для этих сотрудников. Рассказывает Елена Семенова: «Если работодатель размещает в интернете вакансию, ориентируясь на представителей поколения Y, то уже на этапе привлечения потенциальных сотрудников он должен выделяться среди других. В частности, имеет смысл использовать публикации с иллюстрациями и видео, выражающими эмоции и действие, отправлять кандидатам e-mail"ы с картинками (например, с рукопожатием, если соискатель приглашен на интервью). Описание вакансии должно быть нестандартным, подчеркивать важность позиции и выражать уважение к соискателю.

    Находясь в поиске работы, представитель поколения Y прежде всего обратит внимание на симпатичную рекламу по привлечению персонала, известность и узнаваемость работодателя, отсутствие требований к опыту работы и возможность получить быстрое обучение "на месте" ("игреки" в принципе не особенно терпеливы и не любят сильно "напрягаться", поэтому результат им нужен не через год-два, а сейчас). Также для "миллениалов" важны возможность быстро сделать карьеру, атмосфера коллектива-семьи. Еще одним весомым плюсом станет предоставление работодателем выбора графика и места работы (чтобы не тратить много времени на дорогу). Именно эти средства мотивации и будут самыми эффективными».

    «Идеальным работодателем эпохи WWW является компания Google, которая дала своим сотрудникам свободу. 20% рабочего времени каждый сотрудник может тратить на свой проект. Она дала fun, интерес, организовав интересную среду, обеспечила возможность развлечений, вплоть до того, что можно приводить в офис собак. Но не все компании могут обеспечить такую среду, как Google. И что делать, если таких возможностей нет? Одно из решений по работе с поколением Y, по нашему опыту, и опыту наших клиентов, - это отчетливая фиксация ответственности. Когда работодатель/менеджер обозначает условия, говорит о последствиях выполнения или невыполнения работы. Если сотрудник не справился с задачей важно, чтобы он принял на себя ответственность за результат и испытал на себе последствия, которые сам же и обозначил. Такой подход требует доверия и индивидуального подхода», - считает Нина Хрящева.

    Действительно, поколение, выше всего ценящее свободу, предпочтет и свободную творческую работу. Неоценимым достоинством работодателя будет то, что он разрешит сотруднику-«игреку» работать по гибкому графику, а то и в дистанционном режиме. Кроме того, мотивировать «миллениалов» необходимо «с выдумкой», не только материально. Например, некоторые компании привлекают сотрудников тем, что в течение года работник может взять пять выходных для своих личных дел. И за это не придется отчитываться - писать заявление на отпуск или предоставлять больничный лист. Какие-то руководители дают своим сотрудникам возможность поехать учиться на какие-либо курсы за счет компании или возможность быстро продвинуться по карьерной лестнице.

    А кто придет после?

    Следующим после «игреков» будет поколение, условно именуемое экспертами Z. Поскольку еще неизвестно, какие события в будущем повлияют на его развитие и сформируют его ценности, экспертам остается лишь делать прогнозы.

    «Трудно пока сказать, какие ценности передаст поколение Y. Среда меняется с большой скоростью, мы еще не успели в полной мере привыкнуть к социальным сетям, широкому доступу к информации и не до конца поняли Y. Можно предположить, что поколение Y будет транслировать своим детям ценность творчества, креативности, разнообразия. И успешными в управлении поколением Z будут те, кто реально научится управлять многообразием», - говорит Нина Хрящева.

    Но это не единственное предположение относительно ценностей нового поколения. Возможно, его представители устанут от свободы, которая была так дорога их предшественникам, и решат вернуться к более ранним ценностям - например, к стабильности.



    Это действительно другое поколение. В нем не только не осталось ничего советского, его и постсоветским уже не назовешь. Его можно условно назвать европейским, но не стоит полностью отождествлять, например, с нынешним поколением молодых немцев или испанцев. Нынешнее поколение россиян мыслит иначе, чем их одногодки десять лет назад. Но по мировоззрению и жизненным целям отличаются и от своих сверстников из Европы и США.

    Сравнение современных молодых людей с их ровесниками в 90-х годах показывает, что весьма позитивно изменились их социальные настроения: они уверенней смотрят в будущее и спокойней относятся к настоящему. Их основные качества: уверенность в себе, оптимизм, инициативность, ориентация на совмещение карьеры и семьи, аполитичность, конформизм, прагматизм и склонность к долгосрочному планированию. Они нацелены на успех, при этом понимают его не так, как их предшественники. На первое место теперь выходит не материальная составляющая, а карьера и профессиональный рост. Высокая зарплата рассматривается уже не как самоцель, а скорее как бонус. Не то чтобы деньги стали менее важными, просто нынешняя молодежь никогда не «выживала» и «не сводила концы с концами», она напрочь лишена инстинкта накопления на черный день и поэтому может себе позволить уделять больше внимания другим вещам.

    Социологи разбили современную молодежь на ряд групп согласно их мировоззрению и карьерным притязаниям - так называемые «госрезерв», «яппи», «офисный планктон», «бюджетники» и «пролетарии».

    Одна из главных характеристик нового поколения - они рано и осознанно выбирают стратегии достижения своих целей и умеют объяснять, почему избрали тот или иной путь. При этом молодые люди, как правило, воспроизводят уже существующую статусную «табель о рангах» современного российского общества, выбирая карьеру чиновника, индивидуального предпринимателя, менеджера, работника бюджетной сферы или производства. На смену неопределенности или ожиданию счастливого случая приходит четкое понимание правил достижения карьеры и успеха: постепенность, правильный выбор образования и профессии, откладывание создания семьи, поиск связей и знакомств.

    Дети «поколения Z» - большие трудоголики. Изначально имея представление о работе своей мечты, они хотят попробовать себя и в других сферах. Чаще указывают, что лучше чувствуют себя в условиях стабильности, но при этом готовы экспериментировать опять же саморазвития ради. Четко осознают свои цели и знают, чем готовы жертвовать ради их достижения. Многие готовы работать по 12-16 часов, иметь ненормированный график работы, отказывать себе в отдыхе и развлечениях, согласны переехать в другой город. Зато, в отличие от молодежи 90-х, сегодняшние 16-25-летние в большинстве своем не готовы рисковать здоровьем, работать на непрестижной, пусть и хорошо оплачиваемой работе, заниматься тяжелым физическим неквалифицированным трудом. Престижно - это теперь совсем не обязательно высокая должность. Если в 90-х чуть ли не каждый второй указывал, что мечтает стать как минимум президентом крупной компании, а то и всей страны, то сейчас социологи отмечают снижение уровня должностных притязаний в пользу более реальных. Дети «эпохи Z» не витают в облаках, мечтая о портфелях и зарплатах, они хотят быть просто менеджерами, юристами, маркетологами, руководителями отделов, а то и вовсе секретарями. Уже сегодня они четко представляют, кем будут к 30 годам.

    Нацеленность на семью и детей - одна из важных характеристик нового поколения. Они верят в традиционные семейные ценности и мечтают о счастливом браке и потомстве. Причем и парни, и девушки одинаково. Только не сейчас. «Поколение стабильности» откладывает рождение детей, но не потому, что не верит в завтрашний день или собственные силы сегодня. Они хотят сначала отучиться, потом немного попутешествовать, затем планируют много-много работать, потом желательно купить квартиру и машину и лишь после заводить детей, подойдя к этому делу со всей ответственностью.

    Однако внутри нового поколения нашлось место и тем, кому все «по барабану». Это так называемые «пролетарии». Они стоят особняком, по поводу карьеры не заморачиваются и особой жизненной философии не демонстрируют. Как говорят, «в семье не без урода».

    Сегодня «Z-поколение» на коне. Они готовы завоевывать мир и считают себя самым прогрессивным и адаптированным к жизни поколением чуть ли не за всю российскую историю. Какие проблемы их ждут завтра социологи предугадывать не берутся. Ведь Россия - страна с устойчивой исторической традицией: то, что будет завтра, предсказать нельзя. Даже в самые стабильные времена.

    Елена Черненко, Вера Рыклина. Newsweek

    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png