Не все знают, какие существуют льготы родителям погибших военнослужащих срочной службы и как правильно ими пользоваться.

Важно изучить детально основные положения закона, который регламентирует виды помощи, предоставляемые родным военного, отдавшего жизнь при прохождении службы.

Льготы для родителей и жен погибшего военнослужащего затрагивают не только медицинскую сферу, но и жилищную .

На какие жилищные льготы можно рассчитывать?

Родители и супруги тех военных, которые погибли вследствие получения ранения или увечья, выполняя свой долг перед Отечеством, могут рассчитывать на следующие жилищные льготы:

  1. Семьи погибших, нуждающиеся в расширении жилплощади, имеют право подать заявку на улучшение жилья в местные органы и рассчитывать на внеочередное приобретение квадратных метров.
  2. Семьи погибшего или пропавшего без вести военного не выселяют из квартир и домов, занимаемых на данный момент ими, без предоставления другого жилья, соответствующего всем нормам проживания.
  3. Дополнительно предоставляется компенсация на оплату услуг ЖКХ или ТСЖ в размере 50%. Данными льготами можно воспользоваться независимо от того, кто именно из членов семейства является основным квартиросъемщиком.
  4. Если семья погибшего военного проживает в доме без центрального отопления, то она имеет право на оформление помощи в размере 50% на покупку твердого топлива. Нормы потребления для каждого региона проживания в этом случае устанавливаются на законодательном уровне.
  5. Родители или вдовы погибших могут рассчитывать на получение кредитного займа на льготных условиях, направленного на строительство частного или кооперативного жилья. Данный заем можно потратить на покупку дачного домика или благоустройство уже имеющихся садовых наделов.
  6. Семьи погибших военных наделены правом на приоритетное вступление в выбранные жилищные кооперативы или на получение необходимых строительных материалов для возведения частного дома.
  7. Если семья погибшего имела долги за ремонт и реконструкцию жилья, то, согласно действующему законодательству, родственники имеют право на компенсацию всех расходов.
  8. Денежное пособие на оплату жилья в размере 50% могут получать родители и вдовы умершего военнослужащего. Выплачивается оно по программе социальной поддержки и не привязывается к домам определенного жилищного фонда.

Вернуться к оглавлению

Медицинские и иные льготы

Льготы семьям погибшего военнослужащего затрагивают не только жилищную сферу, но и налогообложение, медицину:

  1. Бесплатное получение лекарственных средств для семей погибших по рецептам, выписанным специалистом.
  2. Бесплатные консультации и лечение в медицинских учреждениях, к которым они прикреплены по месту работы.
  3. Законное право на пользование отпуском в удобное время года, а также на получение внеочередного отпуска сроком до 14 дней без сохранения оплаты труда.
  4. Приоритеты в обеспечении путевками в санаторий, дома отдыха для работающих или безработных родителей. Для вдов военнослужащих, скончавшихся от полученных ранений и профессиональных заболеваний, а также других членов семьи, которые опекают детей погибшего, существует приоритетное право на получение и оформление путевок в санатории и дома отдыха для совместного оздоровления с детьми.
  5. Получение на льготных условиях путевок для детей погибших военнослужащих в оздоровительные лагеря.
  6. В соответствии с действующими нормами налогообложения семьи умерших военных имеют право на льготное начисление налогов, льготу по уплате пошлины в случае выдачи им права на наследство.
  7. Для родителей и жен, которые не вступили в брак после потери мужа, детей и других иждивенцев, независимо от уже оформленных и получаемых социальных выплат, предусмотрена пенсия по потере кормильца. Супруга, вступившая повторно в брак, такое пособие на детей получать не имеет права.
  8. Если требуется оформление кого-либо из членов семьи погибшего в специализированные медицинские учреждения, то данная процедура проходит на условиях первоочередности.

Вернуться к оглавлению

Льготы для детей и родственников погибшего

Льготы родителям погибшего военнослужащего срочной службы на этом не заканчиваются. Льготы матери погибшего военнослужащего и отцу:

  • ежемесячная помощь в размере 927 рублей;
  • льготное пенсионное обеспечение;
  • преимущества при вступлении в различные некоммерческие объединения;
  • если члены семьи погибшего имеют жилищные проблемы, то они могут рассчитывать на получение жилья согласно нормам и правилам, установленным законодательно.

Важно отметить, что в случае потери близкого человека, отдавшего жизнь ради защиты Отечества, родители, вдовы и дети имеют право на бесплатный проезд к месту захоронения и обратно домой (один раз в год, группой не более 3 человек). Данная льгота не распространяется на проезд в такси. Для урегулирования данного вопроса стоит обращаться в Администрацию города и органы социальной защиты.

Льготы вдове погибшего военнослужащего при исполнении определяются в индивидуальном порядке, учитывая при этом период прохождения службы погибшего, его звание и занимаемую должность.

Все льготы и права для вдов военнослужащих действуют до того момента, пока женщина не вступила в законный брак повторно.

Для детей, братьев, сестер погибшего действует положение о начислении и выплате соответствующей денежной помощи в связи с гибелью кормильца. Данное пособие выплачивается до тех пор, пока лица не достигли 18-летнего возраста или обучаются на дневном отделении учебного заведения. Если дети, внуки, братья и сестры погибшего признаны инвалидами при условии наличия других трудоспособных родителей или опекунов, то они подлежат внеочередному определению в специализированные медицинские учреждения с выплатой пособия, определенного законодательством.

На оформление и выплату второй пенсии могут рассчитывать дедушка и бабушка, достигшие пенсионного возраста, если военнослужащий являлся их кормильцем. Рассматривается ситуация оформления второй пенсии для инвалидов, если они на данный момент не получают своевременную помощь от других родственников.

По законодательству РФ родители, дети и вдовы погибших военнослужащих имеют право не только на денежные пособия, но и на иную помощь. Поэтому важно знать все варианты льгот, чтобы вовремя подать заявку на их получение.

Вопрос о ежемесячных денежных выплатах родственникам погибших военнослужащих, на который пыталась ответить (см. номер от 1.07.2010 г.), остается открытым.

В редакционный материал вкралась неточность - связанная с противоречивостью правового положения этих льготников: выплаты в рамках одной категории различаются в 2,5 раза, причем их размер нередко определяют суды, вынося в одинаковых случаях противоположные решения.

Попали в окружение

Коллизия складывалась 20 лет. Закон СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" от 1 августа 1989 года приравнял членов семей военных, погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей, к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Потом появился Закон РФ "О ветеранах" от 12 января 1995 года - но статус родителей и вдов чиновники фактически определяли по советским нормам. А вот в 2004 году, с выходом Закона "о монетизации льгот", членов семей военных приравняли уже к ветеранам боевых действий - менее защищенной группе льготников. Путем корректировки ФЗ "О ветеранах": задним числом. До 16 января 1995 года (включительно) для них "стали" актуальны нормы 1989-го, после - 2004-го.

Итак, до монетизации родные погибших получали одинаковые наборы льгот, установленных для участников ВОВ. Теперь же ветеранам Великой Отечественной начали выдавать по 1050 рублей в месяц, а членам семей погибших военнослужащих - по 150. Плюс соцпакет стоимостью 450 рублей, которым было трудно воспользоваться.

18 вдов военных из Воронежа эти правила оспорили. Вера Уварова, председатель областного движения жен погибших военнослужащих, дошла до Конституционного суда. В определении по ее делу (№ 331-О-П от 4 апреля 2007 года) сказано: если жены военнослужащих до 2005 года получили и реализовали право на льготы согласно советскому закону - то ЕДВ меньшего, чем для участников ВОВ, размера им назначать нельзя.

Выходит, родители и вдовы, имевшие до монетизации "большие" льготы (независимо от даты гибели сыновей и мужей), должны получать и "большие" ЕДВ - сегодня это 2547 рублей. Но автоматическое увеличение выплат Пенсионный фонд произвел не всем. Многим выдают 1019,7 рубля (аналог тех 150+450). Дискуссии об этом с участием КС РФ завершились разъяснением: члены семей военнослужащих, погибших или умерших после 16 января 1995 года, к участникам ВОВ не приравнены.

Этой позиции придерживается и отделение ПФР по Воронежской области, судя по ответу начальника отдела социальных выплат Ирины Болквадзе:

С принятием ФЗ "О ветеранах" Закон СССР от 1 августа 1989 года утратил юридическую силу. Однако из определения Конституционного суда РФ от 4 апреля 2007 года № 331-О-П следует, что родителям и женам погибших военнослужащих, которым ранее предоставлялись льготы на основании указанного Закона СССР, установление ЕДВ следует производить в размере не ниже, чем для участников Великой Отечественной. При этом юридически значимым является факт гибели (смерти) военнослужащего, наступившей до вступления в силу Закона "О ветеранах" (то есть до 16 января 1995 года), при указанных в Законе СССР обстоятельствах.

Вера Кобелева, Елена Чепик и Елизавета Шведова, чьи мужья погибли в начале нулевых - до монетизации, получали натуральные льготы как участники ВОВ и после определения КС по делу Уваровой ждали перерасчета. Через три года отправились в суд. "В областном нам сказали: для вдов, которые обратились в КС, сделали исключение, а вам не положено. Разве Конституция существует для нескольких человек? - удивляются женщины. - Многие наши девочки начинали судиться, но сдались, проиграв в первой инстанции. Мы пойдем до конца".

Дело принципа? Во многом. Но и материальную его сторону не стоит преуменьшать. Обе женщины остались вдовами с двумя несовершеннолетними детьми ("Муж погиб в апреле, выплаты детям стали приходить с октября. Моей зарплаты не хватало, бутылки собирали", - вспоминает Елизавета). Обе служили в армии, позже были вынуждены уволиться. Пенсии по случаю потери кормильца получать рано, гражданские специальности забыты - устраивались на работу, как говорит Елена, по принципу "куда возьмут". В итоге оклада даже на оплату квартиры и коммунальных счетов не хватает.

Приходится слышать: почему вдовы военных ждут от государства денег, их мужья знали, на что шли. Да, но они думали, что в случае чего их родные не будут брошены, - произносит Елена. - Военные мотались по "точкам" с семьями. Быт никакой, зачастую - угроза для жизни. И теперь мы за копейки бьемся…

…Если бы они выиграли суд, компенсации по ЕДВ с 2007 года составили бы около 70 тысяч рублей.

Огонь на себя

По наблюдениям юристов всероссийского фонда "Право Матери", перерасчеты ЕДВ были сделаны в 90 процентах случаев. Но до сих пор борются за свои права родители тех, кого не стало в январе 1995 года - в разгар чеченской кампании. Военные гибли каждый день, а их смерти волей законодателя сделались качественно разными.

Ребята из одного города погибли в одной операции. Один поздно вечером 16-го, другой - буквально в 00:30 17-го января. Мать второго получает на полторы тысячи рублей меньше, - рассказала юрист фонда "Право Матери" Анна Мукасеева. - Или: мальчик погиб 1 января 1995 года, но удостоверения о праве на льготы его родители не могли получить до 16 января. В таких случаях в Калмыкии, Удмуртии и Владимирской области им не назначали ЕДВ как участникам ВОВ. Мы обратились в исполнительную дирекцию Пенсионного фонда, и вопросы для этих регионов были решены. Сложнее, когда военнослужащие считались пропавшими без вести. Суды, устанавливая их личность, "назначали" датой смерти дату вынесения своего решения. Приходится это оспаривать.

Еще одна проблема - Пенсионный фонд делал перерасчет ЕДВ с 4 апреля 2007 года, когда было вынесено определение КС, а не с 1 января 2005-го, когда началась монетизация. Отсудить компенсации за "выпавшие" годы удалось, по словам Мукасеевой, в Москве и Зеленограде: "По Гражданскому кодексу право восстанавливается с момента его нарушения".

Иногда ПФР отказывается начислять ЕДВ родным погибшего под предлогом того, что по документам он не погиб, а умер. Но обосновать тождественность этих понятий в суде вполне реально.

Регионы иногда приходится буквально пробивать - кассационными и надзорными жалобами. Часто причина в неправильно составленном иске. Собираясь судиться без помощи юристов - семь раз отмерьте! Услышали на суде непонятное слово - запишите и сразу попросите перенести заседание на другой день, чтобы разобраться, - объяснила Анна Мукасеева. - Ваш проигрыш может стать плохим прецедентом для региона.

Инициатива

На фоне отдельных побед общая несправедливость еще заметнее. В некоторых субъектах Федерации (Свердловская область, Санкт-Петербург) введены меры поддержки для родственников тех военных, что погибли после 16 января 1995-го. Но это не решает проблему в реальном масштабе.

Юристы фонда "Право Матери" предлагают внести изменения в пункт 4 статьи 23.1 Закона "О ветеранах" (указанные ниже суммы подлежат индексации и на данный момент изменены):

4. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:
<...>

2) участникам Великой Отечественной войны, [членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны - включить] - 2 316 рублей;
<...>

4) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, <...> членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, [членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны - исключить], а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда - 927 рублей.
Это предложение поддержал уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин. Оно направлено в Госдуму и ряд инстанций, обладающих правом законодательной инициативы.

Прямая речь

Вероника Марченко, председатель правления фонда "Право Матери":

После принятия Конституционным судом определения по жалобе Веры Уваровой категория "члены семьи погибших военнослужащих" разделилась: одни получают 2547,6 рубля, другие - 1019,7 рубля. Разница ощутимая и, по нашему мнению, недопустимая. Статья 19 Конституции РФ запрещает дискриминацию прав по каким-либо обстоятельствам. Тем более - как здесь, внутри одной категории населения. Дата 16 января 1995 года разделяет вооруженный конфликт в Чечне и на прилегающих к ней территориях, длившийся с декабря 1994 по декабрь 1996 года. Пока ФЗ "О ветеранах" не изменен, de jure члены семей военнослужащих, погибших в период действия Закона "О ветеранах", могут получать социальное обеспечение только по статье 21 (которая устанавливает меньший размер ЕДВ). Но de facto они не должны быть дискриминированы.

Справка "РГ"

Фонд "Право Матери" с 1990 года бесплатно консультирует родственников военнослужащих, погибших в мирное время на территории России и СНГ, и представляет их интересы в судах.

Определение Пензенского областного суда от 22.04.2008 по делу N 33-746 Исковые требования об обязании ответчика возобновить ежемесячные денежные выплаты как вдове погибшего в ходе боевых действий в Чеченской Республике сотрудника ОВД удовлетворены, поскольку истец приравнен по своему правовому статусу к членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, которые отнесены к числу получателей ежемесячной денежной выплаты.

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья: Овчаренко А.Н.

22 апреля 2008 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

Председательствующего Мамоновой Т.И.

Судей Моисеевой Л.Т. и Елагиной Т.В.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Моисеевой Л.Т. дело по кассационной жалобе начальника Управления ПФР по Ленинскому району г. Пензы Т.В. Ануфриевой на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 18 февраля 2008 года, которым постановлено:

Иск К.Н. удовлетворить.

Признать за К.Н. право на получение мер социальной поддержки, установленных ч. 1 ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы возобновить К.Н. ежемесячную денежную выплату, установленную ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“, с 1 апреля 2005 года с учетом подачи заявления об отказе от набора социальных услуг в натуральном виде.

Заслушав доклад судьи Моисеевой Л.Т., заслушав объяснения представителя К.Н. - Р.С. (по доверенности), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

К.Н. обратилась в суд с иском к Пенсионному фонду в лице ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы и просила обязать ответчика возобновить ежемесячные денежные выплаты, право на которые она имеет как вдова погибшего в ходе боевых действий в Чеченской Республике сотрудника органов внутренних дел.

В обоснование своих требований истица указала, что ее муж, К.И., находясь в служебной командировке, погиб 12 мая 2002 года при исполнении служебных обязанностей в городе Грозном Чеченской Республики.

Пенсионным отделением ФЭО УВД Пензенской области 31 июля 2002 года ей было выдано удостоверение как вдове погибшего воина, в котором указано, что она в соответствии со ст. 21 ФЗ РФ “О ветеранах“ имеет право на льготы, установленные данной нормой. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 ноября 2004 года N 294 “Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации“ истица была включена в регистр федеральных льготников и с 1 января 2005 года ей выплачивались ежемесячные денежные выплаты.

Однако в апреле 2005 года ответчик прекратил выплачивать эти средства, что она считает незаконным.

Просила признать за ней право на пользование мерами социальной защиты, установленными ч. 1 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“, признать действия ответчика по прекращению ежемесячных денежных выплат неправомерными, обязать ответчика возобновить ежемесячные денежные выплаты с апреля 2005 года в размере, установленном ст. 154 ФЗ РФ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты РФ“, с учетом подачи в пенсионный орган заявления об отказе от набора социальных услуг в натуральном виде.

Истица К.Н. в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истицы К.Н. - Р.С., действующий на основании доверенности от 24 октября 2007 года, иск своей доверительницы поддержал и просил его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, исковые требования уточнил и просил суд: 1) признать за К.Н. право на получение мер социальной поддержки, установленных ч. 1 ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“; 2) обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы возобновить К.Н. ежемесячную денежную выплату, установленную ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“, с 1 апреля 2005 года с учетом подачи заявления об отказе от набора социальных услуг в натуральном виде.

Представитель ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы - Торкина В.А., действующая на основании доверенности от 9 января 2008 года, исковые требования не признала, пояснив, что поскольку К.Н. не относится ни к одной из категорий граждан, перечисленных в ч. 1 и ч. 2 ст. 21 и ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“, она не имеет право на меры социальной поддержки, в т.ч. права на получение ежемесячных денежных выплат. Часть 1 ст. 21 указанного Закона определяет такое право членов семьи погибших только при условии, если они являются нетрудоспособными. К.Н. является трудоспособной, а потому ежемесячные денежные выплаты прекращены ей правомерно.

Представитель третьего лица - ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Ленинский районный суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе начальник ГУ УПФР по Ленинскому району г. Пензы Т.В. Ануфриева просит отменить решение суда как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права.

Не отрицая, что истица действительно является вдовой сотрудника органов внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей в период прохождения службы, кассатор считает, что ей обоснованно прекращены ранее назначенные ежемесячные денежные выплаты, поскольку ст. 21 ФЗ РФ “О ветеранах“ предусматривает, что такие выплаты могут получать лишь те вдовы погибших сотрудников органов внутренних дел, которые являются нетрудоспособными, состоящими на иждивении погибшего и получающего пенсию по случаю потери кормильца. Истица же является трудоспособной и пенсию по случаю потери кормильца не получает.

По мнению кассатора, суд неправильно истолковал положения ст. 21 ФЗ РФ “О ветеранах“.

Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Удовлетворяя иск К.Н., суд признал установленным и исходил из того, что ее требования соответствуют закону и подтверждены соответствующими доказательствами.

Данный вывод суда является правильным.

В судебном заседании установлено, что К.Н. является вдовой сотрудника органов внутренних дел К.И., погибшего 12 мая 2002 года при исполнении служебных обязанностей в ходе боевых действий в Чеченской Республике.

Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы от 27 декабря 2004 года К.Н., как члену семьи погибшего сотрудника органов внутренних дел, с 1 января 2005 года пожизненно была назначена ежемесячная денежная выплата в размере 150 руб. (л.д. 35).

Однако решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы от 22 марта 2005 года ежемесячная денежная выплата истице была прекращена с 1 апреля 2005 года (л.д. 41).

Письмом Отделения Пенсионного фонда РФ по Пензенской области от 18 октября 2007 года N 16/6019 была подтверждена правомерность указанного решения и истице было сообщено о невозможности возобновления ежемесячной денежной выплаты.

По мнению ответчика, К.Н. как вдова сотрудника органов внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей, не имеет права на меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ РФ “О ветеранах“, поскольку, являясь трудоспособной, не относится ни к одной из категорий граждан, перечисленных в ч. 1 и ч. 2 ст. 21 и ст. 23.1 ФЗ РФ “О ветеранах“.

Однако суд обоснованно пришел к выводу о неправильности выводов ответчика.

При этом суд, проанализировав положения соответствующих норм ФЗ РФ “О ветеранах“, Закона РФ “О милиции“, исходил из следующего.

В соответствии с положениями ст. ст. 14 - 16 ФЗ РФ “О ветеранах“ при жизни инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий, в том числе членам их семей, совместно с ними проживающим, предоставлены меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартира - занимаемой жилой площади).

В случае их гибели (смерти), исходя из толкования ответчиком положений ст. 21 этого Закона, член семьи (вдова), в случае ее трудоспособности, теряет названную меру социальной поддержки, как и ряд других, предусмотренных п. 1 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“.

В соответствии с п. 3 Правил предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2005 года N 475, к членам семей погибших (умерших) военнослужащих, которым положены компенсационные выплаты, относятся, в частности, вдовы (вдовцы) за исключением вступивших в новый брак, вне зависимости от трудоспособности.

Согласно же ч. 3 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“ меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье, предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.

Пунктом 2 ст. 21 предусмотрены меры социальной поддержки независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка: родителям погибшего (умершего), супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей (не вступившему) в повторный брак, супругу (супруге) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.

Таким образом, родители и вдовы погибших (умерших) указаны в одном пункте названной статьи, в связи с чем следует применить конституционный принцип равенства всех перед законом.

Из анализа положений ч. 3 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“ суд пришел к выводу о том, что истица, будучи вдовой сотрудника органа внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей, приравнена по своему правовому статусу к членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

В связи с тем, что члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 23.1 ФЗ “О ветеранах“ отнесены к числу получателей ежемесячной денежной выплаты, суд обоснованно признал, что К.Н., как лицо, приравненное законом к этой категории граждан, также имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с данной правовой нормой.

Как указано в решении суда, нормы ст. ст. 21 и 23.1 ФЗ “О ветеранах“ не могут применяться отдельно друг от друга, т.к. находятся в системном единстве и имеют общий предмет регулирования - устанавливают единые по своему правовому назначению меры социальной поддержки для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, а также приравненных к ним категорий граждан.

С учетом изложенных обстоятельств суд признал незаконным отказ в предоставлении К.Н. ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 23.1 ФЗ “О ветеранах“, как лицу, обладающему правом на получение мер социальной поддержки, установленных ч. 1 ст. 21 данного Закона.

Иное противоречило бы вышеуказанному правовому назначению данной выплаты (восполнение потерь ранее существовавших натуральных льгот и гарантий и обеспечение стабильности юридического статуса гражданина) и ставил бы истицу в неравное положение с другими аналогичными с ней получателями мер социальной поддержки, что не соответствует принципу равенства всех перед законом, гарантированному ст. 19 Конституции РФ.

С учетом изложенного суд признал необходимым удовлетворить заявленный иск, возложив на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы обязанность возобновить К.Н. ежемесячную денежную выплату, установленную ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“ с 1 апреля 2005 года (т.е. с момента ее прекращения).

Поскольку доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Пензы от 18 февраля 2008 года по делу по иску К.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы о признании права на получение мер социальной поддержки и понуждении к возобновлению ежемесячных денежных выплат оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ УПФР по Ленинскому району г. Пензы - без удовлетворения.

Уже несколько месяцев волгоградские вдовы и родители погибших военнослужащих получают ощутимую денежную прибавку. С мая к их прежней сумме ежемесячной денежной выплаты было добавлено в среднем от 123 до 1207 рублей.

– Раньше данная категория граждан получала ежемесячную денежную выплату как инвалиды или члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего, – говорит управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области Владимир Сальный. – И это положение дел не устраивало как самих жителей, так и органы Пенсионного фонда. Конституционный Суд России ликвидировал правовой пробел и вынес определение, согласно которому вдовы и родители погибших военнослужащих получили право на повышенный размер ЕДВ, установленный для участников Великой Отечественной войны. А это в свою очередь значительные суммы. К сведению, в настоящее время участники ВОВ, отказавшиеся от соцпакета, получают ЕДВ в размере 2012 рублей, сделавшие выбор в пользу набора соцуслуг – 1455 рублей.

Что же касается порядка выплаты нового размера ЕДВ, то для этого необходимо выполнение ряда условий. Во-первых, дата гибели военнослужащего должна быть не позже 16.01.1995 года. Во-вторых, вдовы и родители уже имели право на льготы, предусмотренные для участников Великой Отечественной войны, и реализовывали это право до 01.01.2005 года. В-третьих, наличие удостоверения или справки о праве на льготы установленной формы, справки или извещения о гибели военнослужащего. В отдельных случаях могут потребоваться и другие документы (решения суда, пенсионные удостоверения, справки о реализации прав на льготы до 01.01.2005 года и др.).

Стоит отметить, что органами Пенсионного фонда была проведена кропотливая работа по установлению жителей региона, имеющих право на повышенную выплату. В результате более 1400 волгоградских вдов и родителей погибших военнослужащих стали получать ЕДВ в новом размере.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ЗАЛОГ СТАБИЛЬНОСТИ!

Жизнь и здоровье военнослужащих подлежит обязательному страхованию за счет средств Министерства обороны. Это значит, что за любое повреждение здоровья, связанное с исполнением служебных обязанностей, застрахованному выплачивается компенсация. В случае смерти офицера или «контрактника» государственная поддержка полагается членам его семьи.

Это значит, что вдовы военнослужащих льготы получают за счет средств Фонда социального страхования.

Законодательное регулирование

Правовое обеспечение освещаемого вопроса происходит на федеральном и региональном уровне. Основными нормативными актами являются:

Какие льготы и пособия положены вдове военнослужащего в 2020 году

Законы устанавливают, какие дополнительные выплаты положены вдове военного. К ним относятся:

  • военнослужащего;
  • пособие по потере кормильца;
  • некоторые социальные льготы;
  • вторая пенсия (действует в отношении жен военных пенсионеров);
  • пенсия по возрасту при наличии стажа не меньше 15 лет.

К данному списку можно отнести право вдов героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 36 410 рублей.

Порядок выплаты пособия по потере кормильца

Материальная поддержка полагается в равной степени вдове, ребенку или лицам, находившимся на иждивении покойного. Пособие выплачивается из средств государственного бюджета. Его размер определяется исходя из таких факторов, как:

  • заработная плата умершего, включая базовый оклад и надбавки за звание, выслугу, «вредность» и др.;
  • показатель повышения за службу сверх положенной выслуги.

Документы

Для оформления льготы в части получения пособия вдовам военных потребуются:

  • паспорт (для несовершеннолетних заявителей не обязательно);
  • вступившее в законную силу решение суда о признании гражданина без вести пропавшим (при наличии);
  • свидетельство о браке (если заявителем является ребенок, то необязательно);
  • справки об инвалидности или иные документы, дополнительно подтверждающие статус «льготника» (прилагаются только при их наличии);
  • справка из учебного заведения (если пособие оформляется на имя обучающегося в ВУЗ е или СУЗ е);
  • СНИЛС;
  • паспорт банковского счета, куда будут перечисляться средства;
  • военный билет или другие документы, подтверждающие, что умерший состоял в рядах ВС РФ;
  • заключение военно-врачебной комиссии о том, что гибель наступила в результате осуществления служебных обязанностей;
  • справка ЗАГС об отсутствии у заявительницы зарегистрированного брака.

Заявление с приложенными документами передается в местное подразделение Пенсионного Фонда и рассматривается в течение 10 рабочих дней. При положительном решении вдове назначается пенсия со дня смерти супруга, дата обращения не имеет значения.

Важно! и его размер определяется причинами смерти военнослужащего. Если умерший офицер получил инвалидность в ходе несения службы, то его вдова будет получать 50% от его заработной платы. Если смерть наступила в результате повреждения здоровья, полученного в ходе боевых действий, то размер пенсии составит 40% от прижизненной зарплаты военного. Вдовам офицеров, которые совместно с супругом проживали в пределах Крайнего Севера, также полагается увеличенное пособие.

Вторая пенсия вдовы военного

Вдова погибшего военнослужащего пенсионера имеет право на льготы в виде дополнительного пенсионного обеспечения.

Этот вид выплат полагается вдовам военных пенсионеров, которые при жизни реализовали права на получение «гражданской» пенсии по старости или инвалидности. Именно она является дополнительной, так называемой «второй» пенсией. Для ее оформления женщина должна обратиться в ПФ Р. Чтобы получить государственную пенсию необходимо подать заявление в Министерство обороны или военный комиссариат по месту своего проживания.

В обе указанные инстанции направляются одни и те же документы:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о смерти военнослужащего, ушедшего на пенсию;
  • если при жизни пенсионер являлся инвалидом, прилагается соответствующая справка;
  • свидетельство о браке;
  • реквизиты банковского счета для начисления средств.

Если женщина сама имеет группу инвалидности, то данный список дополняется подтверждающим документом. Нередко работники Пенсионного фонда требуют сведения о причинно-следственной связи между функциональными обязанностями бывшего офицера и наступившей смертью.

Срок рассмотрения обращения в МО и ПФР – 10 дней. После чего уполномоченные комиссии обеих инстанций принимают решение о назначении двойного пенсионного обеспечения. Право на него сохраняется даже при повторном замужестве.

Социальная поддержка

Кроме денежных пособий, государство предоставляет льготы вдовам военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, в ряде социальных областей. Что касается льгот по налогам для вдовы умершего военнослужащего, то таковых в 2020 году не планируется.

Компенсация оплаты ЖКХ

Начисление компенсации на коммунальные расходы вдовам военнослужащих происходит на основе уже оплаченных квитанций. Вдовам офицеров, погибших в ходе боевых действий, полагается возмещение 50% расходов.

Бесплатный проезд

Речь идет не о ежедневном проезде в общественном транспорте. Данная льгота предусматривает возможность женщины и еще двух членов семьи посетить места гибели и захоронения офицера один раз в год за счет государства. При условии, что эти места находятся на территории России. Также компенсируется проезд в санаторий или другое место для восстановления здоровья, назначенное врачом.

Медицинское обслуживание

Вдова военнослужащего имеет право на льготы по медицине. В частности, после смерти супруга за ней и совместно проживающими членами семьи сохраняется возможность бесплатного лечения и реабилитации в ведомственных медицинских заведениях (госпиталях, санаториях, курортах), а также право на обеспечение лекарствами по назначению лечащих врачей.

Что касается льготных путевок в санатории, то государство компенсирует 50% от их стоимости. Вторую половину все же придется заплатить самостоятельно. Для оформления путевки заявку подают в Региональный департамент по санаторно-курортному обеспечению Министерства обороны. Она рассматривается в течение 30 рабочих дней. После чего заявительнице вручается решение о предоставлении льготы.

Обеспечение жилплощадью

За вдовой и другими совместно проживающими близкими родственниками умершего сохраняется право на жилье, которое они занимали при жизни главы семьи. В течение всего срока проживания эти лица не могут быть выселены. Руководство воинской части или муниципалитет не имеют права перевести их в жилище с меньшей площадью или иным образом ухудшить условия проживания.

Женщина имеет право на жилищную субсидию в том размере, которая при жизни полагалась бы ее супругу, при условии, что он был участником НИС, и его выслуга составляет 10 и более лет. Также государство возвращает выплаты, внесенные военнослужащим в рамках участия в НИС.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png