Интервью "Волшебный мир" - страница №1/1

Интервью "Волшебный мир"

Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.

Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

Текст методики

Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.

Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?

А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?

А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.

Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.

Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.)

Затем волшебник попадает в школу.

В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему?

Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?

Чуть не забыли о тебе!

Что бы ты сделал для себя? Почему?

Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

Спасибо, ты - настоящий волшебник!

Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?

А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?

Ты можешь превратиться в любое животное.

а) кошка
в) маленький козленок, олененок

г) змея


д) орел

е) мышь


ж) обезьяна

з) тигр
и) заяц


к) собака

л) птичка (например, синица)

Ты отлично справился с заданием.

Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

- Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?

А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)?

А почему... (2-й невыбранный вариант)?

- А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?

Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).

А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?

Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

а. - Ты каким бы животным хотел стать? Почему?

б. - А каким животным ты не хочешь быть? Почему?

Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.

А почему а, б, в?

Отлично. А подумай:

а. - Чего больше всего боятся дети? Почему?

б. - Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?

в. - А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
- Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Интерпретация результатов

Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.

В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремлению показать себя в лучшем свете.

Интерпретация данных в значительной степени базирует­ся на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», посколь­ку в них дети говорят о своих потребностях, значимых пере­живаниях. Другой основой интерпретации является содержа­тельный анализ ответов, который позволяет углубить представ­ление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситу­ации. Невербальные проявления также дают много информа­ции для психолога практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, инте­ресные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предположе­ния, возникающие в ходе интерпретации результатов.

В целом при интерпретации результатов следует учиты­вать, что идентификация ребенка с волшебником задана ин­струкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенден­ции к социально одобряемым ответам, т.е. стремление пока­зать себя в лучшем свете.

Тест, незаконченных предложений

Данный тест может применяться сам по себе, однако ав­тор методики рекомендует применять его после проведения интервью «Волшебный мир». Предложенная В.Михалом пос­ледовательность из 24 предложений является модификацией теста Сакса SSCT для детей. Тест относится к методикам

дополнения и отчасти к ассоциативным методикам и направ­лен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учи­телям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых пережи­ваний. Все ответы ребенка следует записывать дословно.

Представленный здесь вариант теста незначительно изме­нен в сравнении с русским переводом оригинала. В нашей редакции устранены стилистические погрешности перевода и изменен порядок предложений.



Инструкция

Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду назы­вать тебе начало предложений, а ты - заканчивать его.

Теперь - внимание! Отвечать нужно быстро и каж­дый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получа­лось законченное по смыслу предложение. Прежде чем нач­нем игру, можно немного потренироваться. Например, я гово­рю начало предложения:

Каждое утро...

Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если показалось, что он сказал не первое окончание предло­жения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструк­цию еще раз. Можно предложить еще один пример:

Многое отдал бы за то, чтобы я...

При необходимости объясните правило еще раз. Мно­гие авторы, в том числе Михал, рекомендуют фиксировать время" реакции с помощью секундомера. На наш взгляд, это может внести излишнюю нервозность в общение с психо­логом и отвлекать ребенка. Поэтому лучше пользоваться часами с секундной стрелкой, делая это незаметно, пока ребенок обдумывает ответ, отсчитывать про себя 3 с. и ста­вить в протоколе точку после каждого такого интервала. Тест необходимо проводить индивидуально и только в уст­ной форме.

В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения

ребенка к разным лицам и разным проблемам - к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; ви­дам на будущее и т.д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, пред­лагаемом нами для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему рас­пределялись равномерно, а не группировались вместе.

Незаконченные предложения

3. Мы любим маму, а...

15. Я думал, что мама чаще всего...

7. Отцы иногда...

9. Что бы наш папа...

5. Мой брат (сестра)...

11. Если бы мой брат (сестра)... 2. Ребенок в семье...

10. Мои близкие думают обо мне, что я...

4. Бываем среди детей, но...

8. Дети, с которыми я играю...

12. Мои друзья меня часто...

23. Мой учитель (учительница, учителя)...

16. Если бы не было школы...

18. Когда думаю о школе, то...

1. Я думаю, что людей больше...

6. Я достаточно ловкий, чтобы... 21. Я самый слабый...

13. Я хочу, чтобы у меня не было...

17. Я весь трясусь, когда...

19. Если бы все ребята знали, как я боюсь...

20. Был бы очень счастлив, если бы я...

24. Всегда мечтаю...

14. Больной ребенок...

Интерпретация теста

Основу интерпретации составляют содержательный ана­лиз ответов, частота дополнительной части предложения, вре­мя ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, ыа-

сколько предложенные фразы соответствуют реальности (по нашим данным, дети говорят об этом довольно часто).

«Наш материал, - пишет автор проективного интервью В. Михал, - представляет собой многократно модифициро­ванный тест Сакса и Леви - SSGT. Тест ориентирован на определение социальной позиции и самопонимание». Соци­альную позицию ребенка исследуют предложения, направлен­ные на изучение его отношения к группе сверстников, учите­лям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются призна­ки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом ано­мального развития личности. "Автор методики вслед за Сак­сом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла - серь­езные нарушения, требующие психотерапии, 1 балл - умерен­ные нарушения).

Самопонимание ребенка изучается с помощью предложе­ний, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также рефлексивную сомооценку, формирующуюся к началу подросткового возра­ста. Так, ответ 12-летнего ребенка: «Я не знаю, что думаю о себе» на предложение: «Мои близкие думают обо мне, что я...» указывает на запаздывание формирования рефлексивной оцен­ки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейт­ральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых, как пред­ложение может быть подтверждено или опровергнуто на ос­нове данных того же теста незаконченных предложений.

Для интерпретации отдельных предложений они сгруппи­рованы по следующим категориям:

а) отношение к матери - 3, 15,

б) отношение к отцу - 7, 9,

в) отношение к братьям, сестрам - 5, 11,

г) отношение к семье - 2, 10,

д) отношение к ровесникам - А, 8, 12,

е) отношение к учителям и школе - 23, 16, 18,

ж) отношение к людям в целом - 1,

з) отношение к собственным способностям - 6, 21, и) негативные переживания, страхи - 13, 17, 19,

к) отношение к болезни - 14,

л) мечты и планы на будущее - 20, 22, 24.

Серия рассказов «Детский мир»

Данная серия относится к апперцептивным методикам, подобным ТАТ, САТи их модификациям. Эта часть диагнос­тического комплекса направлена на диагностику отношения ребенка к окружающим людям (родителям, учителям, сверст­никам), а также на выявление значимых переживаний (тре­воги, страха). Полный вариант методики состоит из 10 рисун­ков, сокращенный - из 4 (рис. 1, 2, 3, 10). В отличие от мето­дики «Волшебный мир», где идентификация с определенным персонажем задана инструкцией, в этом задании ребенок отож­дествляет себя с героем рассказа спонтанно и неосознанно. Автор методики рекомендует проводить беседу с ребенком после тестирования, обсудив подробнее отдельные рассказы. Обсуждение рассказов может выполнять психокоррекцион-ную роль (см. стр. 218-223).

Таким образом, все части проективного интервью относятся к различным группам проективных техник, и, следовательно, результаты диагностики высвечивают проблемы ребенка с разных сторон, способствуя успешной психокоррекционной работе. Существенно также то обстоятельство, что результаты обследования детей с помощью комплекса проективного ин­тервью отражают два уровня мотивов: осознаваемые, «моти­вы цели» по терминологии А.Н.Леонтьева (интервью «Вол­шебный мир», отчасти - тест незаконченных предложений), и неосознанные, «мотивы-смыслы» (методика «Детский мир»). Следовательно, на основании результатов обследования про­ективным интервью можно судить о степени осознания ребен-

ком своих проблем, что очень важно при переходе к психо­коррекции.

На этапе освоения методики рекомендуется соблюдать инструкцию, выполнять всю последовательность заданий. Однако опытный практик в зависимости от целей и задач исследования может вносить в тест методики некоторые из­менения: опускать некоторые вопросы, предложения, заменять их другими, менять порядок предъявления незаконченных предложений и рисунков «Детский мир», но непременно со­хранять общий контекст каждой части методики.

Интерпретация всех трех частей комплекса проективного интервью преимущественно содержательная. Следует подчер­кнуть, что между ответами ребенка на отдельные вопросы и симптомами психологического неблагополучия нет однознач­ной связи, и диагностические выводы о характере трудностей ребенка не являются обоснованными, если базируются лишь на отдельных ответах. Такие выводы имеют под собой осно­вания только тогда, когда подтверждаются целым рядом выс­казываний ребенка по всем 3 частям интервью (например, вы­вод о том, что причиной затруднений ребенка является семей­ное неблагополучие, остро им переживаемое, правомерен, если во всех частях диагностического комплекса имеется подтвер­ждение этой гипотезы).

Использование методики Розенцвейга в работе с детьми

Методика разработана и апробирована В. В. Добровым и приводится в авторском изложении. В практической деятель­ности мы столкнулись с рядом задач, в ходе решения которых были вынуждены создать модифицированный вариант мето­дики Розенцвейга.

Задачи, повлекшие за собой изменение методики, носили сугубо конкретный характер. По работе нам часто приходит­ся сталкиваться с таким явлением, как кризис, в который по­падают учащиеся при переходе из начального звена в сред­нее. В литературе «кризис перехода» описан, хотя и неполно.

ЦСИ.ШШ ш^иАоаиагностика t просрориентац ия

Тестовый материал к методике «Детский мир»

Обычно приводятся жалобы родителей и учителей, сводящие­ся к тому, что ребенок стал невнимательным, рассеянным, плохо запоминает, неизвестно о чем думает на уроках, стал раздра­жительным, обидчивым и т.п.

Для того, чтобы проводить консутативно-коррекционную работу с учащимися, учителями и родителями, необходимо было выяснить характер изменений, и в каких значимых для ре­бенка отношениях это происходит.

Первое изменение, которое мы внесли в детский вариант методики Розенцвейга состояло в подборе по трем типам от­ношений: отношения ребенка с родителями («Семья»), отно­шения с учителями («Школа»), отношения со сверстниками («Сверстники»). Второе изменение заключалось в сокраще­нии количества стимульного материала с 24-х до 15-ти карто­чек, по пять карточек на соответствующий тип отношений. Проводя классический вариант методики фронтально, с клас­сом, мы заметили, что к концу тестирования многие учащиеся устают, у них пропадает интерес к работе и, как правило, ме­няется характер ответов. Этим и было вызвано сокращение количества стимульного материала. Третье изменение каса­ется инструкции. Многократное экспериментирование с ин­струкцией дало нам основание утверждать, что большинство детей 3, 5, 6 классов испытывают значительные трудности, когда им предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что, по твоему мнению, скажет второй персонаж, изображенный на картинке?». Механизмы проекции, как нам кажется, у детей данного возраста развиты недостаточно хорошо. По характе­ру ответов видно, что инструкция ими переформулируется в то, как должен ответить второй персонаж, поэтому ответы уча­щихся носят социально-желательный характер, т.е. дети зна­ют, как должен вести себя человек в той или иной ситуации.

Инструкция, которая предлагалась нами, переводит мето­дику из проективной в самооценочную. Однако до проведе­ния методики психологу необходимо установить полный кон­такт с классом, и лишь в ситуации доверия можно проводить данную методику.

Инструкция

«На картинке изображены два персонажа. Представь, что те слова, которые говорит родитель, учитель или сверстник, обращены к тебе. Что бы ты ответил ему в данной ситуации? И потом, форма ответа может быть-одна, а чувства ты можешь испытывать другие, не совпадающие с формой ответа. Поэто­му напиши свой возможный ответ, а в скобках то, что ты при этом чувствовал». После этого мы обычно говорим о том, ка­кие чувства и эмоции бывают. Для создания у учащихся чув­ства безопасности практикуется и анонимное выполнение за­дания. Полученные ответы, на ваш взгляд, говорят сами за себя.

Пример: 1 ситуация. Ответ: «А я не знаю, откуда они там появились (двойки), (испытываю стыд). Или 4 ситуация. Ответ: «Ладно, посмотрю (оп"ять мне сидеть), - обида.

Далее ответы оцениваются и индексируются в соответствии с основной методикой. Исходя из наших целей, мы индекси­ровали только чувства, которые испытывали учащиеся. Рабо­тая с основной методикой, мы отказались от использования ключа и вычисления GGR, т.к. считаем этот показатель мало­операционным. Результат оценивается на уровне анализа тен­денций и отдельных реакций. Для более удобного анализа полученные баллы переводятся нами в проценты, причем бал­лы, полученные по каждому типу отношений, например, по «Семье» принимаются за 100%, и, исходя из этого, высчитыва-ется процент отдельных реакций. В конце составляется таб­лица по всем трем типам отношений. Таким образом, обра­ботка проводится в несколько этапов: индексация ответов учащихся, составление таблиц («Семья», «Школа», «Сверст­ники», общая) на каждого учащегося в баллах, суммирования результатов в общеклассные 4-е таблицы (в баллах) и после этого вычисление процентов, описанных выше. В итоге мы по­лучаем результаты как по одному учащемуся, так и своеоб­разный портрет класса.

Тестовый материал к детскому варианту методики Розенцвейга

: 50%; ≥ 75%).

Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса: - абсолютное значение -

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

Количество учащихся, имеющих несовпадений по деленному фактору ≥ 50% и ≥ 75% (для всех факторов),

б) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

5. МЕТОДИКА ДЕТСКАЯ «ЗАВЕРШЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

(вариант В. Михала)


Проективная методика исследования личности. Все ответы ребенка следует записывать дословно. Данный тест может применяться сам по себе, однако автор методики рекомендует применять его после проведения интервью «Волшебный мир» .

Инструкция.

Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты - заканчивать его.

Теперь - внимание! Отвечать нужно быстро и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получалось законченное по смыслу предложение. Прежде чем начнем игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения:

Каждое утро...

Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если показалось, что он сказал не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструкцию еще раз. Можно предложить еще один пример:

Многое отдал бы за то, чтобы я...

При необходимости объясните правило еще раз.

Многие авторы, в том числе Михал, рекомендуют фиксировать время реакции с помощью секундомера. Вместе с тем, это может внести излишнюю нервозность в общение с психологом и отвлекать ребенка. Поэтому лучше пользоваться часами с секундной стрелкой, делая это незаметно, пока ребенок обдумывает ответ, отсчитывать про себя 3 с. и ставить в протоколе точку после каждого такого интервала. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме.


Содержание

В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения ребенка к разным лицам и разным проблемам - к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; видам на будущее и т.д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, предлагаемом для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему распределялись равномерно, а не группировались вместе.


Стимульный материал.

3. Мы любим маму, а...

15. Я думал, что мама чаще всего...

7. Отцы иногда...

9. Что бы наш папа...

5. Мой брат (сестра)...

11. Если бы мой брат (сестра)...

2. Ребенок в семье...

10. Мои близкие думают обо мне, что я...

4. Бываем среди детей, но...

8. Дети, с которыми я играю...

12. Мои друзья меня часто...

23. Мой учитель (учительница, учителя)...

16. Если бы не было школы...

18. Когда думаю о школе, то...

1. Я думаю, что людей больше...

6. Я достаточно ловкий, чтобы...

21. Я самый слабый...

13. Я хочу, чтобы у меня не было...

17. Я весь трясусь, когда...

19. Если бы все ребята знали, как я боюсь...

20. Был бы очень счастлив, если бы я...

24. Всегда мечтаю...

14. Больной ребенок...


Ключ .

Предложения в методике сгруппированы по следующим категориям:

а) отношение к матери - 3, 15;

б) отношение к отцу -7,9;

в) отношение к братьям, сестрам - 5, 11;

г) отношение к семье - 2, 10;

д) отношение к ровесникам - 4,8, 12;

е) отношение к учителям и школе - 23, 16, 18;

ж) отношение к людям в целом - 1;

з) отношение к собственным способностям - 6, 21;

и) негативные переживания, страхи - 13, 17, 19;

к) отношение к болезни - 14;

л) мечты и планы на будущее - 20, 22, 24.
Интерпретация.

Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов , частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствуют реальности (по нашим данным, дети говорят об этом довольно часто).

Социальную позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности. Автор методики вслед за Саксом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла - серьезные нарушения, требующие психотерапии, 1 балл - умеренные нарушения).

Самопонимание ребенка изучается с помощью предложений , направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также рефлексивную самооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста. Так, ответ 12-летнего ребенка: «Я не знаю, что думаю о себе» на предложение: «Мои близкие думают обо мне, что я...» указывает на запаздывание формирования рефлексивной оценки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых, как предложение может быть подтверждено или опровергнуто на основе данных того же теста незаконченных предложений.

Для интерпретации отдельных предложений они сгруппированы по следующим категориям:

а) отношение к матери;

б) отношение к отцу;

в) отношение к братьям, сестрам;

г) отношение к семье;

д) отношение к ровесникам;

е) отношение к учителям и школе;

ж) отношение к людям в целом;

з) отношение к собственным способностям;

и) негативные переживания, страхи;

к) отношение к болезни;

л) мечты и планы на будущее.

6. ИНТЕРВЬЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР»

Проективная методика. Предназначена для изучения потребностей, значимых переживаний и проблем ребенка. Представляет собой полустандартизированное интервью, в котором намечена общая «логика» задаваемых вопросов.

Первую часть диагностического комплекса можно отнести к методике катарсиса. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т.п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д.

Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики.

Текст методики.

Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький (-ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.

Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?

а. - А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?

б. - А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.

Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.

Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т.д.).

Затем волшебник попадает в школу.

В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?). Почему?

Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?

Чуть не забыли о тебе!

а. - Что бы ты сделал для себя? Почему?

б. - Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

Спасибо, ты - настоящий волшебник!

Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

а. - Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?

б. - А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?

Ты можешь превратиться в любое животное.

а. - Ты каким бы животным хотел стать? Почему?

б. - А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.
а) кошка,

б) лев,


в) маленький козленок, олененок,

г) змея,


д) орел,

е) мышь,


ж) обезьяна,

з) тигр,


и) заяц,

к) собака,

л) птичка (например, синица).

Ты отлично справился с заданием.

Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.


а. - Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким как есть? Почему?

б. - А почему ты не хочешь стать... (1-й не выбранный вариант)?

в. - А почему... (2-й не выбранный вариант)?


- А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?

Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).

А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?

Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.
а, б, в?

А почему а, б, в?

Отлично. А подумай:


а. - Чего больше всего боятся дети? Почему?

б. - Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?

в. - А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?

Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Интерпретация.

Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предположения, возникающие в ходе интерпретации результатов.

В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремление показать себя в лучшем свете.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ (ИГРЫ)

Игра «Встречают по одежке»

Цель игры: развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою социальную «маску».

Участники садятся в круг. Каждый получает карточку с надписью, например: «Я плохо слышу», «Я богатый», «Похвалите меня», «Решаю все проблемы», «Люблю подраться», «Дам денег», «Я все умею», «Пожалейте меня», «Я вас обманываю» и т.п. Карточки держат так, чтобы обладатель ее не видел надпись, в то время как все другим она видна. Участники активно общаются друг с другом в соответствии с тем, что написано на карточке. Общение с обладателем карточки строится в форме вопросов, просьб или утверждений завуалированно, косвенно, намеками, а не «в лоб» и при этом он должен догадаться, что именно (желательно дословно) написано на его карточке. На вопросы, просьбы, утверждения он, естественно, пока принимает информацию, не отвечает и никаких наводящих вопросов никому не задает.

Обсуждение: проводится методом поиска ответов на вопросы:


  • Что помогло догадаться о содержании надписи на карточке?

  • Что мешало понять содержание надписи на карточке?

  • Какие самые тонкие и остроумные высказывания или вопросы звучали в адрес владельцев карточек?

Игра «Мое эмоциональное состояние»

Цель игры: приобрести навыки невербальных способов передачи информации .

Ведущий раздает участникам карточки, где обозначены те или иные эмоциональные состояния. Получившие карточки держат их так, чтобы надписи не видели другие, и затем по очереди изображают нужное состояние. Зрители стараются понять, какое эмоциональное состояние было изображено.

Обсуждение: касается тех признаков, на которые ориентировались участники, определяя эмоциональное состояние, анализируются допущенные ошибки.
Игра «Угадай стиль общения»

Цель игры: научить участников диагностировать стиль общения - свой и собеседника, выяснять факторы, влияющие на выбор того или иного стиля общения, выработать навыки быстрого выбора наилучшего варианта собственного поведения.

Участники делятся на три подгруппы по пять-шесть человек, каждая из которых готовит к показу сценку, отражающую определенный стиль общения - конвенциальный (деловой), манипулятивный, примитивный. (Краткое описание стиля общения предлагается каждой подгруппе на отдельной карточке, см. приложение к игре.)

Обсуждение: участники-зрители анализируют продемонстрирован­ные им сценки, отвечая на следующие вопросы:

Как можно назвать стиль общения, который показала подгруппа?

В каких ситуациях тот или иной стиль может оказаться самым полезным?

Приложение к игре. Тексты на карточках:


  • Ваша подгруппа демонстрирует конвенциальный, т.е. деловой стиль общения. Постарайтесь придумать и показать сценку из жизни, где этот стиль проявляется особенно ярко. Обычно он предполагает, довольно большую дистанцию между людьми. Выражение эмоций и чувств существенно ограничено.

  • Ваша подгруппа демонстрирует манипулятивный стиль общения. Он предполагает наличие скрытой цели одного или нескольких собе­седников, для достижения которой используются индивидуальные осо­бенности характера человека, его личностные установки. Манипулятивный стиль общения предполагает управление другим человеком со скрытым стремлением, во-первых, извлечь выгоду из общения, во-вторых, сделать это незаметно для партнера .

  • Ваша подгруппа демонстрирует примитивный стиль общения. Для него характерны реакции амбиции, превосходства, акцентирован­ное внимание на внешние признаки человека. Примитивные формы общения обычно связаны с унижением одним человеком другого и самоунижением перед более сильным партнером.
Игра «Неожиданная встреча»

Цель игры: выяснить факторы, влияющие на успешность или неуспешность приема и передачи несловесной информации.

Группа делится пополам, и, образуя две шеренги, участники садятся лицом друг к другу. Ведущий предлагает обеим группам представить, что они едут в разных автобусах, которые остановились рядом в уличном заторе. Сидя у окна, каждый видит, что напротив, тоже у окна, сидит его знакомый, которому надо срочно передать важную ин­формацию. Воспользовавшись ситуацией, каждый это делает, только без слов, невербально. Каждая из сторон выступает в качестве и передающей, и принимающей информацию.

Обсуждение: участники обмениваются мнениями о степени понимания невербальной информации, анализируют ошибки, возникавшие в процессе ее приема и передачи.
Игра «Поговорим... поговорим. ..»

Цель игры: приобрести один из важных навыков собеседования - повторять сказанное партнером.

Участники объединяются в малые группы по три человека. Проводятся три беседы-диалога на какие-то конкретные темы, при этом каждый поговорит с каждым попарно, а третий выступает в качестве наблюдателя. Темы для диалогов участники выбирают сами, в трудных ситуациях им помогает ведущий. Во время беседы обяза­тельно соблюдается правило: прежде чем высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, надо повторить то, что сказал собеседник, начиная словами: «Ты думаешь...», «Ты говоришь...». Наблюдатель следит за выполнением этого правила и в необходимых случаях вмешивается в беседу, напоминая о нем.

Обсуждение: участники обмениваются мнениями по вопросам:

Как влияло на беседу повторение слов партнера?

Помогает или нет этот прием:

* проверить правильность понимания партнера;

* держаться в русле обсуждения;

* лучше запоминать сказанное собеседником;

* улучшить эмоциональный контакт;

* лучше понимать самого себя.


Игра «Мои рисунки»

Цель игры: приобрести навыки анализа перцептивной (восприни­мающей) стороны общения посредством проективного материала.

Каждый участник может выполнить два рисунка: «Я такой, как есть» и «Я такой, каким хочу быть». Рисунки не подписываются, перемешивают, затем произвольно берут один из них и кладут так, чтобы всем было видно.

Каждый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке, но не формальное его описывает, а передает свои ощущения от рисунка, например, каким, по его мнению, рисовавший видит себя, что хотел бы изменить в себе. Автор рисунка на этом этапе себя не объявляет. После того, как все желающие выскажутся, можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем он объявляется сам и рассказывает, что хотел выразить этим рисунком, отмечает понравившиеся ему высказывания о рисунке, близкие его собственным ощущениям. Так обсуждаются и другие рисунки.

Обсуждение: анализируются ответы на вопросы:


  • Какие отзывы о рисунках понравились, а какие - нет?

  • Что показалось интересным или необычным в дополнениях к рисункам?

  • Какие стороны личности авторов раскрываются в их дополнениях к рисункам?

Игра «Самое хорошее и самое плохое»

Цель игры: научиться анализировать собственные эмоции и пос­тупки, реагировать на фрустрирующие ситуации.

Каждый участник на листе бумаги в столбик выписывает пять самых приятных моментов в своей жизни . Против каждого пункта отмечает, благодаря кому произошло это событие. Затем выписываются пять самых неприятных событий в жизни, и вновь против каждого пункта отмечается, из-за кого это событие случилось.

Подсчитывается число событий, произошедших «благодаря мне» или «из-за меня» (А событий). Подсчитывается общее число событий (Б событий). Находится отношение (А/Б)-100%. Полученное число - это степень зависимости жизни человека от него самого.

Обсуждение: анализ проводится путем ответов на вопросы:

Какие события вспоминались легче?

Из-за кого произошло больше всего событий (как приятных, так и неприятных)?

Каково значение в жизни каждой из пар: «хочу - могу», «хочу - не могу», «не хочу - могу» и «не хочу - не могу»?

Какова ответственность человека за свою жизнь?

Игра «Найди контактера»

Цель игры: установление контакта, восприятие и понимание эмоционального состояния.

Один из участников игры выходит из комнаты, остальные решают, кто из них готов вступить с ним в контакт. Ушедшего приглашают в комнату, и ведущий сообщает ему, что один из присутствующих хотел бы вступить с ним в контакт и каким-то образом, невербально, дает об этом знать. Надо просто посмотреть на всех присутствующих и решить, кто этот человек.

Обсуждение: участники определяют признаки, по которым обнаруживается готовность вступить в контакт, анализируют сложности однозначного выражения желания или, наоборот, его отсутствия вступить в контакт.
Игра «Слепые и поводырь»

Цель игры: развитие невербальных способов общения, в том числе и управления другими.

Группа разбивается на подгруппы по 5-7 человек, которые встают в колонну, каждый плотно прижимается к находящемуся впереди человеку, держась за его пояс. Стоящий первым - лидер, он должен провести по помещению свою группу, члены которой идут с закрытыми глазами. Лидер подает необходимые команды, обеспечивает «слепым» безопасность, удобство передвижения, даже рассказывает какие-нибудь истории, анекдоты, предлагает группе петь песню и т.п. Каждый участник должен побывать в роли лидера.

По команде ведущего все разбиваются на пары и учатся быть лидером и ведомым уже в парах.

Обсуждение: члены группы обмениваются впечатлениями и отве­чают на вопросы:


  • Кому было приятнее быть лидером, а кому - ведомым?

  • Насколько сложно довериться лидеру?
~ В чем были сложности движения за лидером?

Повлияло ли (и если - да, то как именно) лидерство того или иного участника на поведение ведомого, когда он сам стал лидером?


Игра «Рассказ от первого лица»

Цель игры : выявить доминирующие тенденции взаимодействия че­ ловека, обусловленные стратегиями «навстречу людям», «от людей» «против людей».

Ведущий предлагает участникам выбрать любую из набора игрушек, например, «Киндер-сюрприз». Их число должно быть немного больше числа участников. Игрушку надо хорошо рассмотреть и попытаться войти в ее роль-образ. Каждый из играющих по очереди ведет двух-, трехминутный рассказ от имени игрушки. Это может быть проделано примерно следующим образом: «Я - зайчик (кошка, медведь и т. п.). Меня зовут... Я люблю, когда... Мне нравится в людях... Я очень ценю... Мне очень не нравится в людях... Я боюсь...» и т. д.

Обсуждение: ведется посредством ответа на вопрос:

Какие из высказываний участников игры явно и очевидно коррелируют с темпераментом и основными моделями поведения говорящих.


Игра «Учимся слушать»

Цель игры: выявить факторы, влияющие на эффективность слухо­вого восприятия информации, научиться подмечать за собой и парт­нером ошибки словесного общения.

Все участники делятся на пары, желательно такие, в которых партнеры недостаточно хорошо знакомы друг с другом. Ведущий напоминает участникам основные правила хорошего слушания. Один из игроков - «говорящий», другой - «слушающий». Игра проходит в четыре этапа . За продолжительностью каждого из них следит ведущий. Он же дает необходимые указания по ходу игры.

Первый этап. «Говорящий» в течение 3-5 минут рассказывает «слушающему» о своих трудностях, проблемах в общении (реальных или предполагаемых). Особое внимание он обращает на те свои ка­чества, которые, как ему кажется, порождают эти трудности. Через 3-5 минут ведущий прерывает игру и объявляет о втором этапе.

Второй этап. «Говорящий» в течение минуты сообщает «слушающему» о том, что в поведении последнего помогало ему», а что затрудняло открыто высказываться, рассказывать о себе. По истечении минуты ведущий объявляет о третьем этапе игры.

Третий этап. Теперь «говорящий» в течение 3-5 минут будет рассказывать «слушающему» о своих сильных сторонах в общении, о том, что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотно­шения с людьми. Ведущий приостанавливает игру и объявляет о чет­вертом ее этапе.

Четвертый этап. «Слушающий» в течение 3-5 минут должен повторить «говорящему», что именно он понял из двух его рассказов о себе. Когда «слушающий» скажет все, что он запомнил, «говорящий» уточнит, что было пропущено или искажено.

После четвертого этапа участники меняются ролями и игра продолжается.

Обсуждение: проводится с помощью ответов на вопросы:


  • Какие правила хорошего слушания было легче выполнять, а какие труднее?

  • О чем было легче говорить - о своих трудностях и проблемах или о сильных сторонах?

  • Какое влияние на «говорящего» оказывали те или иные осо­бенности поведения «слушающего»?
Игра «Приветствие»

Цель игры: научиться устанавливать контакт.

Ведущий поясняет, что каждый из участников по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованных ранее способов. Остальные участники будут повторять каждое предложенное приветствие.

Обсуждение: участники делятся впечатлениями, которые возни­кали у них от услышанных или увиденных приветствий, определяют, благодаря чему одни приветствия были очень удачными, а другие - неудачными совсем.
Игра «Стена»

Цель игры: попробовать заняться самоанализом в экстремальной ситуации.

Можно представить себе, что идет человек по долгой дороге и вдруг натыкается на стену. Что делать в такой ситуации? Попытаться обойти, но это невозможно: стена «бесконечна». Попробовать перелезть, перепрыгнуть - увы, это тоже невозможно, стена слишком высока. Сесть под стеной?

Обсуждение: попытаться ответить на вопрос:

Что может чувствовать, испытывать человек, оказавшись в такой неразрешимой экстремальной ситуации?


Игра «Ближе - дальше»

Цели игры: а) получить представление о психологической структуре группы по принципу принятия-непринятия и сверить его со своими пред­ставлениями; б) научиться критически относиться к результатам игры;

в) научиться объективно и достойно воспринимать психологически неблагоприятную информацию.

Ведущий разъясняет, что у каждого из участников игры есть свое представление о структуре группы с самим собою в центре и это представление может совпадать с представлением одних и отличаться от представления других. Ведущий просит одного из участников расставить всех остальных вокруг себя на определенном расстоянии и с учетом того, где, по его мнению, удобнее стоять каждому члену группы, например, к кому ближе, от кого подальше. Затем ведущий просит поднять руку всех, кто не согласен с указанным ему местом

Обсуждение: проводится путем обмена мнениями между теми участниками, которые не согласны со своим местом; обращается внимание на то, кто с кем был не согласен и по каким мотивам.

Игра «Найди в нас что-то общее»

Цель игры: развивать наблюдательность и мышление относительно особенностей той или иной группы.

Ведущий предлагает одному из участников выйти из комнаты. Оставшиеся делятся на две подгруппы, но не произвольно, а по какому-то определенному, выбранному подгруппой, признаку. Выбранный признак должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на две части. Обе подгруппы садятся на некотором расстоянии одна от другой. Ведущий приглашает игрока в комнату и предлагает ему определить, по какому признаку разделились подгруппы. Затем выходит другой участник - игра продолжается.

Обсуждение: касается тех трудностей, которые возникают при установлении общегруппового признака.

Игра «Две толпы»

Цель игры: приобрести навыки восприятия механизма воздействия группы на индивида и на другую группу.

Все участники игры делятся на две подгруппы, члены которых хаотично, толпообразно становятся напротив друг друга. Одна подгруппа выполняет какое-то действие, или движение, либо издает какие-то звуки, и все это должно соответствовать состоянию покоя. Другая подгруппа, напротив, производит движения или издает звуки, соответствующие состоянию возбуждения. Ведущий, как маг или шаман, приводит в движение то одну, то другую подгруппу. В первом случае каждая из подгрупп находится на своей «территории», во вто­ром - обе подгруппы, выполняя свои движения и издавая звуки, перемещаются в пространстве комнаты, как бы проходя «сквозь друг друга».

Обсуждение: проводится в форме ответов на вопросы:


  • Как изменялись состояния участников подгрупп?

  • Как повлияло непосредственное приближение противоположной подгруппы на жесты, движения и звуки каждого участника?
Игра «Цепь»

Цель игры: сблизить группы, прочувствовать тесный физический контакт.

Ведущий предлагает одному из участников игры выйти из комнаты, а оставшихся просит взяться за руки так, чтобы получилась цепь. Затем ведущий предлагает участникам запутаться. В процессе запутывания можно перешагивать через сомкнутые руки и подлезать под них. Свободные руки двух участников (начала и конца цепи) прячутся, но браться одна за другую они не должны. Затем ведущий приглашает вышедшего участника и предлагает ему распутать цепь.

Что мешало (или что помогало) выполнять требуемые действия?

Какова психологическая природа сложностей управления груп­пой?
Игра «Самые... самые... самые...»

Цель игры: исследовать модели поведения индивидов в массе. Первая игра. Все садятся в круг. Затем по команде ведущего участники, у кого фамилия начинается на гласную букву, меняются местами, стараясь сделать это как можно быстрее. Ведущий подает аналогичные команды, используя другие объединяющие людей признаки, например, все - в черном, все - в джинсах и т.п. Вариант этой же игры: убирается один стул, оставшийся без места участник сам становится ведущим, и игра продолжается.

Вторая игра. Ведущий просит поднять руки к плечам и направить вверх указательный палец. По команде ведущего руку надо выкинуть вперед и указать на кого-то одного из членов команды. Игра продолжается до тех пор, пока все не станут указывать на одного. Никакие переговоры во время игры не допускаются.

Третья игра. Ведущий просит всех участников по его команде выбрасывать какое-то количество пальцев на обеих руках. Игра про­должается до тех пор, пока все участники не станут выбрасывать одинаковое число пальцев на обеих руках. Никакие переговоры во время не допускаются.

Обсуждение: анализируется эмоциональное состояние группы в процессе игры в ситуациях успеха и неуспеха.

Игра «Нарисуй такое же»

Цель игры: формировать навыки управления посредством косвен­ных высказываний и передачи эмоционального состояния группе.

Ведущий просит всех участников нарисовать что-либо в своей тетради, стараясь одновременно избежать примитивности или особой сложности. Когда это задание выполнено, он предлагает либо желающим (по одному), либо кому-то по своему усмотрению встать на место ведущего (в центре, лицом ко всем) и рассказать, что нарисовано у него, чтобы то же самое смогли нарисовать остальные (при этом нельзя называть части рисунка или фигуры, например, круг, квадрат, сфера, волны). Каждый рисует так, как понимает объясняемое, затем рисунки сверяются с оригиналом. Практика показывает, что иногда, конечно, очень редко, находится один из участников, которому удается нарисовать объясняемое максимально точно даже при самых запутанных и сложных пояснениях.

Обсуждение: анализируется сложность восприятия и ее причины, заложенные в способе передачи.

Цели игры: а) научиться определять качество и степень воздействия собственной речи на группу; б) сформировать навыки управления вниманием группы.


Участникам игры предлагается рассказать анекдот, короткий юмористический рассказ, любое стихотворение либо эпизод из фильма. Рассказчики пытаются определить по невербальным реакциям слушателей, какие чувства вызывают их рассказы. Слушатели, в свою очередь, определяют, какие чувства вызывают у них голоса и невербальные реакции выступающих.

Обсуждение: после высказываний слушателей анализируется степень того, насколько выступающие адекватно чувствовали аудиторию. Участники отвечают на вопросы:

Что легче: говорить о своих чувствах или о том, кто вызывает эти чувства?

Что мешает (или, напротив, помогает) разобраться в чувствах другого человека в процессе монологического общения?

Игра «Гражданская оборона»

Цель игры: научиться сплачивать группу.

Ведущий предлагает всем участникам прогуляться по помещению. По условиям игры, кто-то из них неожиданно предупреждает об опасности, выкрикнув, например: «Внимание! На нас напали пещерные львы!» (или хулиганы, или римские легионеры, или вирусы гриппа, или маленькие зеленые человечки, или угрызения совести и т. д.).

После сигнала опасности участники должны немедленно собрать­ся в тесную группу, пряча слабых (это, конечно же, женщины) в середину, и хором воодушевляя себя: «Дадим отпор пещерным львам» (хулиганам и т.д.). Потом группа вновь рассредоточивается по комнате, и игра продолжается. Понятно, что фразы должны произноситься, во-первых, строго по инструкции, а во-вторых, совершенно серьезно.

Обсуждение: анализируются ответы участников игры на вопросы:

Что помогает группе сплотиться?

Под воздействием каких факторов и как именно меняется по­ведение группы в ходе игры?

Игра «Аплодисменты» - 1 (версия 1)

Ведущий предлагает одному из участников выйти из комнаты , а остальных просит придумать для вышедшего какое-нибудь дело. При этом любое действие или движение, приближающее игрока к выполнению задания, встречается только аплодисментами - и, разумеется, никаких слов, а любое движение или действие, уводящее игрока от выполнения задания, награждается молчанием. Если участник все-таки выполнил задание, группа отмечает это овациями в его честь.


  • Какие эмоции он переживал, когда группа поддерживала его действия?

  • Как влияла поддержка группы на мотивацию действий участника игры?
Игра «Аплодисменты» - 1 (версия 2)

Цель игры: развивать способности следовать требованиям группы.

Ведущий предлагает одному из участников выйти из комнаты, а остальных просит придумать для вышедшего какое-нибудь дело. При этом любое действие или движение, приближающее игрока к выполнению задания, встречается молчанием, а любое движение или действие, уводящее игрока от выполнения задания, - бурным порицанием, осмеиванием, обвинением, критикой, оскорбительными намеками. Если участник все-таки выполнил задание, группа не скрывает полного разочарования.

Обсуждение: анализируются ответы играющего на вопросы:

Какие эмоции он переживал, когда группа так негативно реагировала на его действия?

Как влияла негативная реакция группы на мотивацию действий участника игры?

Игра «Аплодисменты» - 2

Цель игры: учиться управлять группой.

Ведущий предлагает одному из участников группы придумать для нее задание, и группа начинает его выполнять.

Обсуждение: анализируются ответы играющего на вопросы:

Какие трудности возникают при попытках управления группой невербальными средствами?

Какие чувства и ощущения испытывает участник игры в зави­симости от степени понимания группой его замысла?

Игра «Поведение в конфликте»

Цели игры: а) сформировать понятие о видах поведения в конфликте; б) показать основные психологические факторы, определяющие конфликт; в) учиться выбирать адекватные стили поведения в конфликте в конативной (поведенческой) системе межличностного взаимодействия.

Ведущий делит всех участников на пять групп, в каждой выбирается ее представитель, которому ведущий дает одну из пяти карточек с названием определенного стиля поведения в конфликте с соответствующим девизом:

Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть». Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен вы­играть».

Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проигра­ешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой демонстрируется предложенный ей вид поведения в конфликте.

Обсуждение: проводится в форме ответов на вопросы:


  • Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние, на чувства его участников?

  • Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников?

  • Что заставляет людей выбирать тот или иной стиль поведения в конфликте?
- Какой стиль самый конструктивный для взаимоотношений людей?

Проективная методика. Предназначена для изучения потребностей, значимых переживаний и проблем ребенка. Представляет собой полустандартизированное , в котором намечена общая «логика» (канва) задаваемых вопросов.

Первую часть диагностического комплекса можно отнести к методике катарсиса. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя с всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т.п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д.

Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики.

Текст методики

Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.

Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?

а. - А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?

б. - А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.

Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.

Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т.д.).

Затем волшебник попадает в школу.

В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?). Почему?

Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?

Чуть не забыли о тебе!

а. - Что бы ты сделал для себя? Почему?

б. - Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

Спасибо, ты - настоящий волшебник!

Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

а. - Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?

б. - А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?

Ты можешь превратиться в любое животное.

а. - Ты каким бы животным хотел стать? Почему?

б. - А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.

в) маленький козленок, олененок,

ж) обезьяна,

к) собака,

л) птичка (например, синица).

Ты отлично справился с заданием.

Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

а. - Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким как есть? Почему?

б. - А почему ты не хочешь стать... (1-й не выбранный вариант)?

в. - А почему... (2-й не выбранный вариант)?

А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?

Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, ребенка).

А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?

Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

А почему а, б, в?

Отлично. А подумай:

а. - Чего больше всего боятся дети? Почему?

б. - Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?

в. - А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?

Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Интерпретация

Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предположения, возникающие в ходе интерпретации результатов.

В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремление показать себя в лучшем свете.


Просмотров: 9576
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Проективные методики

Интервью «Волшебный мир»

  1. Нравятся ли тебе сказки? __________________________________________________________
Маленькие дети всегда любят сказки. Ты конечно уже не маленький, но я думаю тебе понравиться такая немного сказочная игра.

  1. Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже.
Можешь себе такое представить?____________________________________________________

3. А) А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране?_____________________

Б) А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране?______________________________________

Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь, себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что- нибудь совсем исчезло.


  1. Так скажи мне волшебник, что бы ты сделал? _________________________________________
И зачем?_________________________________________________________________________

Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего давай зайдем к тебе домой- представь себе это.


  1. Теперь ты у себя дома. Ты всемогущий волшебник, что бы ты сделал?____________________

(Дополнительные вопросы: для папы, для мамы)_______________________________________

_________________________________________________________________________________

6. Затем волшебник попадает в школу.

В твоих силах сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал?____________________________________________

(Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников)______________________________

________________________________________________________________________________

7. Теперь ты волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них?_____________________

8. Чуть не забыли о тебе.

Что бы ты сделал для себя?_________________________________________________________

Почему?________________________________________________________________________

Что бы ты изменил или уничтожил?________________________________________________ Почему?_________________________________________________________________________

А для меня волшебник, что бы ты сделал?_____________________________________________

Спасибо, ты настоящий волшебник.

9. Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

А) Скажи во что или в кого ты бы хотел превратиться? __________________________________

Почему?__________________________________________________________________________

Б)А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? ____________________________

Почему?________________________________________________________________________

Ты можешь превратиться в любое животное?_________________________________________

10. А) А каким бы животным хотел стать?________________________________________________

Почему?_________________________________________________________________________

Б) А каким бы животным ты не хочешь быть? ________________________________________

Почему?________________________________________________________________________

Конечно ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем- то из них или нет:

Маленький козленок, олененок

Обезьяна

Птичка (например синица)

Ты отлично справился с заданием

11. Ты- волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

А) скажи кем ты хочешь быть- маленьким или взрослым или таким как есть? _____________

Почему?________________________________________________________________________

Б) А почему ты не хочешь стать (1-й невыбранный вариант)____________________________

В) А почему (2-й невыбранный вариант)_____________________________________________

12. А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком) ?_________________________________________

Почему?_______________________________________________________________________

Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка)______________________________________________

13. А кстати тебе нравиться твое имя? __________________________________________________

Не нравиться?____________________________________________________________________

А фамилия? _____________________________________________________________________

Не нравиться?___________________________________________________________________

Почему?________________________________________________________________________

Хотел бы ты, чтоб тебя звали по другому? ___________________________________________

Почему? ________________________________________________________________________

И как тебя зовут родители, а друзья в классе, ребята?___________________________________

Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3

14. А)_______________________________________________________________________________

Б)_______________________________________________________________________________

В)________________________________________________________________________________

А почему А) Б) В) ?_________________________________________________________________

Отлично. А подумай:

15. А) Чего больше всего бояться дети? __________________________________________________

Почему?__________________________________________________________________________

Б) Что доставляет детям наибольшую радость?_________________________________________

Почему?__________________________________________________________________________

В) А что приносит им наибольшее огорчения? _________________________________________

Почему?_________________________________________________________________________

Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?___________________________________

_________________________________________________________________________________

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png