Каждая мама обязана знать о тех изменениях, которые происходят с ребенком на каждом этапе его развития. Ведь мама должна быть осведомленной об особенностях роста, чтобы в случае каких-то несоответствий сразу же обратиться к врачу. В этой статье подробно описано развитие ребенка 4-5 месяцев. На данном этапе с малышом происходит множество изменений, о которых стоит поговорить.

Примерно на четвертом месяце жизни происходят изменения пропорций головы и тела. Последующие два месяца - период стремительного роста внутренних органов. Именно этим и объясняется изменения в телосложении. Вместе с тем происходит быстрое развитие органов зрения и слуха. Поэтому детки этого возраста падки на яркие и звонкие погремушки. В этом возрасте уже можно привлекать малыша к различным играм, направленным на развитие тактильных ощущений, физическое развитие, а также развитие слуха.

Малыш в четыре месяца уже может держать головку, лежа на поверхности. Он старается поднять тельце и удержать его несколько секунд на весу. А в пять месяцев ребенок уже может держать корпус в приподнятом положении около минуты. Детки в этом возрасте на удивление поворотливы. К примеру, малыш может с живота перевернуться на спинку и вернуться в исходное положение без соучастия родителей. Больше всего они любят лежать на животике, так как в такой позе им удобно наблюдать за окружающим миром.


На данном этапе развития ребеночек выдает первую улыбку, учится распознавать прикосновение рук родного человека, издает первые звуки с окрасом определенной интонации, ищет способы привлечь к себе внимание. Кроме того, если ребенка на руки возьмет кто-то незнакомый, он вполне может расплакаться по причине того, что не знает этого человека. Ведь ребенок уже успел запомнить запах, голоса и лица родителей. Теперь, когда малыш плачет, он добавляет в свой плач определенные звуки по типу «агу-агу» - так он зовет маму, по-своему общается.

Нередко на этом этапе развития у некоторых деток начинают стремительно расти волосы, которые в последствие становятся густой шевелюрой. До года, пока не зарастет родничок, стричь малыша не рекомендуется. А вот с ноготками ситуация другая - их регулярно необходимо подрезать, дабы малыш не поцарапал себя.

За месяц в среднем ребеночек набирает вес примерно 600-750 граммов, рост же увеличивается на 2-3 сантиметра. Обхват головы уже меньше обхвата груди, поэтому телосложение малыша становится более пропорциональным.


На четвертом месяце жизни малышу все еще достаточно грудного молока. Помимо молока ему следует давать пить еще и прокипяченную водичку. В случае если молока не хватает, можно начать давать ему смеси для вскармливания. На четвертом месяце уже можно кормить малыша прикормом, пюре. Однако перед этим необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром.

Поэтому будьте очень внимательны и наблюдательны. Следите за тем, чтобы игрушки были без мелких деталей, которые ребенок мог бы потянуть в рот. В этом возрасте малыш держит ушки на макушке, прислушиваясь к каждому новому звуку, доносившемуся из телевизора, игры или за дверью.

В 4 месяца ребенок еще больше удивляет родителей: с каждым днем + новое умение, + новая эмоция, + новое требование. Психоэмоциональное развитие, за грядущие 2-4 недели, сделает огромный шаг вперед. Любопытство и стремление немедленно познать все, что его окружает, ведет малыша к новым открытиям, чувствам, умению поглощать и обрабатывать огромное количество информации, поступающей из внешнего мира. Папа и мама замечают, что у крошечного человека постепенно формируется более осознанное восприятие происходящих с ним событий, а порой, и собственное отношение к происходящему.

Период от 4 до 5 месяцев вполне можно назвать стрессовым . Почему так? Миллионы оттенков имеется в арсенале художницы-природы. Подобно этой насыщенной палитре, кроху переполняют эмоции. Как ни странно, порой неважно, положительные или отрицательные эмоции захлестывают ребенка — нервная система реагирует переутомлением. Из этого следует раздражительность, плаксивость, плохой сон и аппетит.

С каждым этапом созревания, головной мозг словно «активирует» дремлющие участки, структуры, отвечающие за те или иные процессы. Черное и белое, аккуратно размытое серым, постепенно растворяется в разнообразии цветов необъятной донедавна вселенной знаний. Малыш начинает «включаться» в мудрый сценарий развития каждого человека.

Какие показатели говорят о хорошем развитии ребенка в возрасте от 4 до 5 месяцев? Что уже должно быть освоено, что, только должно осваиваться, а что предстоит освоить только на следующем этапе?

Навыки и умения ребенка четырех месяцев

Познание неведанных ранее умений требует немалых затрат энергии и сосредоточения. Поэтому, достижения малыша во многом говорят о зрелости и готовности организма к развитию. Одни навыки постигаются за часы, а на некоторые, необходимы дни или даже недели.

До указанного возраста еще отмечается незначительное напряжение в ручках и ножках (минимальный гипертонус). Сжатые в кулачки пальцы теперь расслаблены, иногда малыш непроизвольно «хлопает в ладоши».

Остановимся да других особенностях развивающегося ребенка четырех месяцев.

Психомоторное развитие ребенка четырех месяцев

Важно фиксировать даже самые мелкие изменения в двигательном, эмоциональном поведении ребенка, так как каждое из них стоит крохе немалых усилий, и может многое рассказать о зрелости его нервной системы.

Моторика
Тенденция к прогрессу направлена от головы к ножкам. Теперь малыш уверенно держит голову, свободно поворачивает ее во все стороны, самостоятельно держится за взрослого, находясь на руках.
Лежа на спине, тело малыша равномерно расправлено, симметрично. Ребенок может удерживать голову по срединной линии, периодически поворачивая ее то в одну, то в другую сторону. Без особых усилий меняет положение тела. Кулачки разжаты. Взгляд четко фокусируется и следит за движущимися руками малыша. Удерживает игрушку, трясет ее всей рукой (самостоятельного движения кистью пока нету). Тянет в рот пальцы, сосет их.
Периодически полностью выпрямляет ножки, но, преимущественно, они слегка согнуты в коленях (коленные суставы отведены кнаружи). Стопы поочередно сучат по поверхности, на которой лежит ребенок.
Речь и социальный контакт
Чем ярче эмоции ребенка, тем выразительнее и разнообразнее его речь. Лепет становится четким, громким, напоминает обрывки слов какого-то языка. Появляются радостные вскрикивания как проявление радости, восторга. Малыш громко смеется, поворачивает голову к «собеседнику». Прислушивается к источнику звука. Радуется удачному «слову», старается сразу же повторить его. По-прежнему требует желаемого путем крика, плача.
Ребенок четко дифференцирует мамин голос, чувствует эмоциональное состояние взрослых, активно участвует во всем происходящем, желая не только принимать новую информацию, но и взаимодействовать.
Маленькая личность способна познать собственные возможности и чувства исключительно опытным путем. Недостаточное внимание, скудное общение с малышом могут обернуться серьезными психологическими нарушениями в более старшем возрасте.

Если ребенок соматически здоров и для него созданы комфортные условия, можно смело ожидать хорошего самочувствия и максимальных результатов в его достижениях.

Оптимальные условия для развития ребенка четырех месяцев

Зачастую, к четырем месяцам заканчивается период непростой адаптации пищеварительной системы, что означает не только сокращение периода кишечных колик и снижение выраженности болевого синдрома, но и, соответственно, снижение нагрузки на нервную систему. Возникают колики как и прежде, в вечернее время, но теперь занимают по времени от часа до 10-ти минут.

Важно понимать, что постепенное угасание болевого синдрома дает «зеленый свет» крохе для полноценного познания окружающего мира. Теперь дело за внимательностью родителей. Именно они должны контролировать «дозировки» полученного «материала для обработки», так как сам ребенок еще не способен определять объемы задач, на которые у него имеется ограниченный запас энергии.

Детская комната с первых дней служит малышу чем-то вроде небольшой крепости, что предполагает безопасность, уют, комфорт. От этого во многом зависит общее самочувствие и здоровье малыша. Именно в детской, во время сна, организм должен максимально восстановиться, не смотря на то, что обработка полученной за день информации осуществляется в том числе в часы сладкого, глубокого сопения. Если эти знания компактно улягутся по нужным ячейкам, «накопитель» снова будет готов к получению свежих гигабайтов информации.

Следующие условия крайне важны для оптимизации процессов труда и отдыха центральной нервной системы и организма в целом.

Оптимальными условиями для развития ребенка являются:

Сбалансированный режим сна и бодрствования
o Своевременное укладывание малыша предотвратит сильное перевозбуждение, к которому расположены нетренированные структуры головного мозга.
o Если с ночным сном все более или менее понятно (укладываем в одно и то же время), то дневной сон, в этом возрасте, не так легко поддается режимным моментам.
o Ребенок должен укладываться своевременно!
o Маме просто необходимо быть внимательной: когда центральная нервная система ощущает начало перенасыщения, это проявляется изменением поведения малыша. Он будто становится рассеянным: теряет интерес к тому, чем занимался, трет глаза, хаотично перемещает взгляд по комнате, зевает. Если уложить его в ближайшие 5-10 минут – малыш быстро погрузится в состояние отдыха и восстановления. Но если момент был упущен – ожидаем слезы, крик, истерику, крайне неприятное, длительное укладывание.
o Период бодрствования должен включать кормления, развивающие игры, массажи. Абсолютно каждое мероприятие способно утомить кроху, подводя его к потребности дневного сна.
o Дневной сон может приходиться на время прогулок. Это отличный вариант – дети крепко спят на свежем воздухе. Что касается ночного сна, папе и маме необходимо позаботиться об элементарных благоприятных условиях в помещении, где находится малыш.

Режим кормлений
o В 4 месяца ребенок требует грудь/бутылочку еще достаточно часто. Если мама придерживается режима, это примерно каждые 3-4 часа. Ночные кормления по-прежнему актуальны. Малыш, порой, даже не открывает глаза в момент кормления. Ему достаточно своевременно подкрепиться и снова погрузиться в крепкий сладкий сон.
o Важно подчеркнуть, что возраст 4 месяцев не является возрастом для введения прикорма. Пищеварительная система еще не готова к этому, и может непредсказуемо среагировать на провокацию.
o Максимум, что может предложить мама – несколько ложечек кипяченой, остуженной детской воды, между кормлениями.

Развивающие игры и гимнастика для ребенка четырех месяцев

Ребенок хочет научиться всему и сразу. Поэтому, нередко приходится наблюдать его рассеянность, отсутствие сосредоточенности на конкретном занятии. Родители могут помочь малышу концентрировать и удерживать свое внимание правильно. В помощь им – развивающие игры, предназначенные для каждого периода развития.

Нехитрые мероприятия помогут правильно стимулировать развитие:
· Слуха
Чтение сказок, напевание песенок, учит сосредотачиваться, дифференцировать интонацию и эмоции других людей.
Погремушки и колокольчики – чувствовать разницу между низкими и высокими звуками, определять источник звука.
· Зрения
Сопровождение взглядом движущегося предмета – отличная гимнастика для глазодвигательных мышц. Помимо этого, ребенок учится фокусировать взгляд, удерживать внимание и сосредоточение. Расстояние между игрушкой и глазами – не менее 30 см.
· Мелкой моторики
Пальчики жаждут новых познаний. Для этого, им достаточно предоставить несколько вариантов для сравнения. К примеру, в непрозрачные сосуды можно насыпать разные крупы, и дать малышу пощупать их. Малыш разомнет пальчики, а вскоре, начнет ощущать разницу между предложенными крупами наощупь. Игрушки должны быть разной формы, величины, из разных материалов. Можно показывать крохе, как хлопать в ладоши, сжимать-разжимать кулачки.
· Социальной адаптации
Ежедневные разговоры, песенки, активные игры, предполагающие взаимодействие между младенцем и мамой, формируют предрасположенность к открытому общению с другими людьми. Несомненно, это благоприятно скажется на недалеком будущем ребенка.
Легкий массаж, в виде растирания, пощипывания, поглаживания, стимулирует кровообращение, снимает тонус нетренированных, быстро устающих мышц.
Совершенно все манипуляции, проводимые с ребенком, должны быть плавными, мягкими, неторопливыми. Это обеспечит полноценность выполняемых процедур и, прежде всего, безопасность.

Что может навредить ребенку 4 месяцев?

Папы и мамы, изо всех сил пытающиеся помочь своему чаду в непростых испытаниях, должны помнить, что некоторые мероприятия, манипуляции необходимо исключить, собственно во благо малыша.

Речь идет о навыках, опережающих возрастные возможности ребенка. Порой, папы и мамы считают, что чужие дети позже начинают говорить, или сидеть, или читать только потому, что их родители ленились стимулировать их к развитию. От большого желания гордиться собственным ребенком, они пытаются вложить в его в голову крохи необъятное. Вот только стоит ли оно того? Нездоровый малыш вряд ли сможет стать объектом для гордости…

Природу не переспоришь. В пятилитровую емкость не налить 6 литров воды, на одной странице не поместится текст из 10-ти страниц, а в женскую сумочку не влезет базовый набор инструментов плотника (с последним, конечно, можно поспорить). Точно так и с детьми. Лишняя информация сначала истощает все имеющиеся резервы энергии, затем провоцирует ряд защитных механизмов, спасая тем самым гормональную, нервную, иммунную системы (которые давно сдались, размахивая белым флагом), а их просили «запомнить еще и это».

Бестолковые «игры разума» неграмотных родителей, чего от них ждать? Серьезных неврологических, психоэмоциональных расстройств, присоединения тяжело протекающих инфекционных заболеваний, и много других отрицательных эффектов, но никак не гениальных умений четырехмесячного (к примеру) малыша. Как правило, за этим следует задержка физического, психомоторного развития ребенка.

Крайне важно не торопиться и с базовыми навыками детей: не учить их сидеть, стоять или ходить. Самостоятельно, или с поддержкой взрослого – никакой из вариантов недопустим. О таких примерах говорит любовь родителей к «пешим прогулкам» ребенка, с поддержкой под мышки, или использование ходунков. Позвоночник пока что не готов, потому нужно взглянуть правде в глаза: это облегчение усилий для папы и мамы, но не польза для неокрепшего малыша.

Шея, в первые месяцы жизни ребенка, наиболее уязвимая часть тела. Потому, купания с «надувным воротником» вокруг шеи, также сомнительное мероприятие. Конечно, вода служит неким амортизатором во время купания крохи, тем не менее, является ли положение тела по отношению к голове физиологичным? Полностью ли покрывает вода нагрузку, припадающую на уязвимый, шейный отдел позвоночника? Использование таких воротников практикуется во всем мире, и мнения медиков по этому поводу расходятся. Потому, выбор за родителями.

Примерно к шести месяцам, снижается опасность применения подобных «игрушек», облегчающих жизнь родителям. Вот только какой в них теперь смысл, когда ребенок, уже по праву, учится сидеть самостоятельно?!

Хотелось бы напомнить папам и мамам , что важно воспринимать и принимать своего ребенка таким, каким он и должен быть в свои 3,6, и 10 месяцев. Взрослый человек не смог бы преодолеть ряд сложнейших испытаний, стресс подобного масштаба, через который, к примеру, проходит дитя в момент рождения. Ни один взрослый не способен освоить такой объем информации, который обрабатывает малыш за один день жизни. Да-да, в то время, как мы говорим: «Хорошо ему: спит и ест».

Принятие, помощь, безусловная любовь, терпение и участие – много ли надо малышу, на самом старте непроторенной дороги?

Материал подготовила

Врач-неонатолог - Скавинская В.

Четвертый месяц жизни малыша – это время больших перемен, особенно в психологическом и эмоциональном развитии. Большинство детей к этому возрасту пережили уже болезненные моменты, связанные с коликами. Работа желудочно-кишечного тракта стала стабильной и теперь малыш все больше погружается в окружающий его мир, учится реагировать на него и познавать.

Физиологическое развитие на 4 месяце жизни

Рост и вес

У ребенка в 4 месяца еще сохраняется большая прибавка в весе, в силу невысокой двигательной активности. Ребенок может набрать за этот месяц до 750 г. В норме масса тела в 4 месяца составляет 6 – 7 кг (± 1 кг), рост 60 — 63 см (± 3 см).

Рефлексы

У ребенка в четыре месяца продолжают угасать рефлексы новорожденного:

  • На основе безусловного хватательного рефлекса Робинсона формируется целенаправленное хватание: малыш хватает предметы, которые видит перед собой и удерживает в руке. Хорошая выраженность этого рефлекса обещает быстрое развитие мелкой моторики.
  • Рефлекс Моро: если резко хлопнуть по поверхности, на которой лежит ребенок, то он вскидывает в стороны ручки с раскрытыми ладошками, а затем снова собирает их на груди. Этот рефлекс начинает угасать в 4 – 5 месяцев, поэтому у части малышей на четверном месяце он может еще сохраняться, а у кого-то уже его не будет.
  • Рефлекс ползания по Бауэру: лежащий на животе ребенок пытается ползти, если создать у его пяток опору. С 4 месяцев наблюдается угасание этого рефлекса, но если стимулировать его, то к 5 месяцам малыш сможет самостоятельно ползать.
  • К концу 4 месяца у ребенка не должно наблюдаться:
    • рефлекса Таланта: указательным пальцем проводят вдоль позвоночника ребенка, слева и справа на 1 см от средней линии, сверху вниз. При этом малыш изгибает спинку;
    • а так же рефлекса Переза: проведение пальцем по остистым отросткам позвоночника сверху вниз. Малыш при этом изгибает спинку и кричит (самим не делать!).

Присутствие этих рефлексов после 4 месяцев может говорить о неврологических нарушениях и требует обследования у невропатолога.

Основные навыки

Кроме того, нормальное физическое развитие ребенка в этот период характеризуется наличием следующих навыков:

  • Ребенок с легкостью .
  • Лежа на животике может приподняться на ручках, опираясь только на ладони и держать голову.
  • Садится, когда его подтягивают за ручки и уверенно держит голову. Но не забывайте, что его спина пока не окрепла, поэтому высаживать малыша еще рано.
  • При поддерживании ребенка за подмышки, он упирается пальчиками ног и отталкивается от поверхности.
  • Пропадает в руках, но в ножках может еще сохраняться.
  • Ладошки малыша почти все время раскрыты. Он может складывать их вместе, хлопать по чему-нибудь.
  • Способен удержать предмет в руке почти полминуты. Знает, как нужно потрясти погремушку, чтобы она загремела.
  • Ребенок может целенаправленно засунуть палец в рот.
  • При кормлении малыш сам поддерживает грудь матери.

Психоэмоциональное развитие в четыре месяца

  1. У малыша все ярче проявляется комплекс оживления: в ответ на мамин голос он активно двигает ручками и ножками, улыбается, лепечет. Может произносить звуки, похожие на «п», «б», «м», а также открытые гласные «о», «а». Теперь у ребенка можно заметить реакцию в виде смеха или улыбки не только на чье-то лицо, а также на новую игрушку. Кроха узнает свое имя и начинает на него реагировать.
  2. Мышление ребенка начинает устанавливать элементарные причинно-следственные связи, например, увидев мамину грудь, малыш замолкает и смотрит на нее в ожидании кормления.
  3. Младенец в 4 месяца уже способен испытывать страх, радость, обиду, любопытство.
  4. Малыш начинает больше внимания уделять своему телу, он рассматривает ручки, играет с ними, тянет в рот ножку. Ребенку нравится ощупывать свое лицо, волосы. Любит смотреть на свое отражение в зеркале.
  5. Ребенок уже узнает всех родных и близких, при этом особенно выделяет маму. Он полностью олицетворяет ее с собой, поэтому нуждается в постоянном тактильном и эмоциональном контакте с ней. Он радуется, если маме весело и грустит или плачет, если она в плохом настроении.
  6. При посторонних людях ребенок в 4 месяца ведет себя настороженно. Если мама, например, оденет шляпу или очки, то он не узнает ее. А после того, как она их снимет, малыш очень удивится и не будет понимать, как такое могло произойти. Ребенок может испугаться или заинтересоваться, увидев незнакомца.
  7. Интенсивное психологическое развитие малыша в этом возрасте связано с новым шагом в зрительном и слуховом восприятии. Ребенок в 4 месяца уже не просто видит, он следит взглядом за предметом, который движется. Но если тот исчезнет из поля зрения , то кроха сразу забывает про него. Если снова показать ему исчезнувший предмет, то малыш его узнает.

Зрение

Зрение малыша становится восприимчивее к цвету. Ребенку сначала нравятся желтый и красный цвета, затем – зеленый и синий. Яркие и чистые оттенки воспринимаются ребенком лучше, чем полутона или многоцветные сочетания. Поэтому важно не переборщить с яркими игрушками. Лучше покупать те, которые содержат не более 3 — 4 цветов. Перенасыщенные цветами игрушки будут быстрее утомлять малыша.

Слух


Слух для ребенка становится важным проводником в окружающий мир. Малыш уже поворачивает головку в ту сторону, откуда слышны звуки. Он отличает голос матери от голоса отца или других родственников. Понимает, что слышит голос знакомого или незнакомого человека. Малыш прислушивается, когда играет музыка, покачивает головкой в такт, может предпочитать какую-то мелодию или песенку. Высокие тона неприятны ребенку, а низкие и ритмичные действуют успокаивающе. Но пока кроха различает только несколько целых тонов. Поэтому в четыре месяца ребенку лучше включать произведения в исполнении одного инструмента. Лучше, если мелодия будет ритмичной, под которую можно хлопать перед малышом в ладоши или бить в бубен.

В период с 4 до 6 месяцев очень важно разговаривать с крохой, комментировать все, что вы видите дома и на проулке, читать и рассказывать ему сказки, показывать картинки со словами (карточки Домана) – это все залог того, что ребенок раньше начнет говорить. Полезно развивать у ребенка способность к речевому подражанию. Повторяйте за ребенком звуки, которые он лепечет. Через некоторое время ребенок начнет тоже повторять за вами.

Если не умеет

Все, что умеет малыш в 4 месяца из вышеперечисленного может появиться чуть раньше или чуть позже, но есть навыки, отсутствие которых в этот период развития должно насторожить:

  • Ребенок не захватывает и не держит предметы в руке.
  • Не переворачивается на животик со спины ().
  • Лежа на животике не приподнимается на ручках.
  • При подтягивании ребенка за ручки, когда он лежит на спине, голова отклоняется назад.
  • Не опирается на пальцы ног при поддерживании в вертикальном положении.
  • Не реагирует на других людей, не проявляет эмоций: не улыбается, не сердится, не смеется, не удивляется. Не радуется, если играют с ним.

Питание и сон

На ГВ

Что касается пюре из фруктов, то их лучше вводить только после овощных: во-первых, потому что после сладкой пищи многие дети отказываются есть овощную безвкусную смесь, а во-вторых, в овощных пюре (цветная капуста, кабачок) содержится больше клетчатки, что предпочтительнее для первого прикорма.

На искусственном вскармливании

При искусственном вскармливании допускается введение сока с 4 месяцев. Начинать давать его нужно с нескольких капель, до 20 – 30 г в день, разводя с кипяченой водой 1:1. ()

Кормление смесью также можно осуществлять по требованию, должно получаться примерно 6 – 7 кормлений в сутки, а объем смеси составлять 1/7 от веса ребенка, то есть до 1 литра в сутки, примерно 150 – 160 мл за кормление.

Сон

Сколько спит ребенок 4 месяцев: потребность во сне у детей 4 месяцев составляет 15 часов в сутки, ночью – 10 часов, а остальное время – это 3 дневных сна. Некоторые малыши уже могут проспать всю ночь, но чаще всего пока приходится просыпаться 2 – 3 раза для кормления.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Лучшее для укладывания на ночь время – это 19 – 21 часов, позже ребенок в этом возрасте будет уже слишком утомлен. Постепенно нужно установить и режим дневного сна, если малыш будет засыпать в определенные часы, то не переутомится и будет готов к ночному сну.

Как помогать малышу развиваться

Развитие ребенка в 4 месяца особенно зависит от тесного контакта с матерью. Поскольку конкретных игр для малышей в этом возрасте еще нет, то самым главным для них является постоянное общение, знакомство с окружающим миром. По возможности, носите кроху всюду с собой на руках, в переноске, слинге или на коляске. Не используйте пока «кенгурушку», позвоночник малыша до 6 месяцев не готов пока к такому способу передвижения.

Вступайте с ребенком в диалог. Пусть вы пока не понимаете, что малыш «говорит», важно чтобы ребенок чувствовал, что вы его слушаете, разговариваете с ним. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете дома, показывайте предметы, объясняйте, для чего они нужны в действии. Называйте цвета вещей, которые вы показываете ребенку. Для «хватательных» игр используйте не только игрушки, а различные безопасные предметы, которые можно потрогать, помять, понюхать и кинуть.

Кроха наверняка уже усвоил все игрушки, купленные при рождении и самое время их обновить. Теперь ему интересны не только погремушки. Ребенку в четыре месяца понравятся резиновые пищалки, небольшие куклы, музыкальные игрушки с кнопками, мягкие игрушки с шариковым наполнителем. Для развития тактильных ощущений и мелкой моторики хорошо подходят развивающие коврики, которые можно сделать самим из разноцветных лоскутков разной текстуры (бархат, шелк, вельвет, шерсть).

Игры с ребенком

Проводите игровые занятия с ребенком:

1. Игра в «Ку-ку!»: вы закрываете глаза или прячетесь за спинкой кроватки, а потом выглядываете, говоря «ку – ку, а вот и я!».

2. «Ладушки»: усадите малыша на колени, возьмите его ручки и покажите, как хлопать в ладошки, приговаривая: Ладушки – ладушки, Где были? У бабушки.

Игра способствует более быстрому раскрытию ладошки, что активирует развитие головного мозга и мелкую моторику.

3. «Коза рогатая»

«Идет коза рогатая за малыми ребятами,

Кто каши не есть, молока не пьет,

Забодает, забодает, забодает…!»

Это игра испуга понарошку очень нравится малышам, потому что вызывает не страх, а смех.

4. «Сорока –ворона»

Игра, стимулирующая работу желудочно – кишечного тракта. В центр ладони проецируются точки, отвечающие за тонкую кишку, отсюда начинайте круговые движения по часовой стрелке, приговаривая: «Сорока – ворона кашу варила, деток кормила.» На слове «кормила» нужно остановиться между безымянным и средним пальчиками – это проекция прямой кишки. Затем, аккуратно сжимая кончики пальцев поочередно, начиная с мизинца, продолжайте приговаривать: «Этому дала, этому дала…». Каждому пальчику соответствует определенный орган: мизинцу – сердце, безымянному – нервная система, среднему – печень, указательному – желудок. Большой палец отвечает за головной мозг, поэтому его нужно как следует помять, приговаривая: «А этому не дала!»

Полный календарь развития ребенка в одной статье «развитие до года по месяцам» —

Физическое развитие
Малыш прибавит в весе около 650 граммов, подрастает со дня рождения приблизительно на 14 см.

На пятом месяце ребенок становится более гибким и подвижным. Кроха лежит на животе, опираясь на предплечья и держа голову прямо. При этом с интересом рассматривает лежащие перед ним игрушки, иногда пытается дотянуться к ним рукой. Лежа на животе, переворачивается с живота на спину, норовит ползать вперед и назад. Помогите малышу освоить этот навык. Положите перед малюткой игрушку, хвалите за попытки дотянуться к ней. Для начала сделайте так, чтобы он мог ножками во что-то упираться или подставьте свою руку, немного помогите ему. Обязательно похвалите его за успех.

Лежа на спине, кроха хватает свою ножку, подтягивает пальчики ног ко рту, сосет их. Неплохо переворачивается со спины на живот, пытается сесть. Недолго может сидеть, прислонившись к опоре – в подушках или детском креслице, при этом хорошо удерживает голову. Малютка тщательно изучает игрушки, затем тянет их в рот. Трясет погремушкой, слушая ее звучание, выронив, ищет ее глазами. Умеет держать одной или двумя руками бутылочку.

Кожа ребенка еще подвержена раздражению, потнице. Чаще меняйте малышу подгузники, купайте его каждый день, обрабатывайте раздраженные места присыпкой.

Психологическое развитие
В этом возрасте ребенок продолжает изучать мир, очень стремится к общению. Сидячее положение дает ему новые возможности для исследования окружающих предметов и игры. Стремится активно участвовать в происходящем вокруг, привлекает к себе внимание различными звуками. Малютка гулит, агукает, громко произносит многие гласные и согласные звуки, пытается соединить их в слоги. Находясь в одиночестве, внимательно прислушивается к произносимым звукам. При появлении взрослых лепет усиливается. Повторяйте язык малыша, он поддержит «диалог».

Ребенок начинает отличать цвета. Замечает перемены в окружающей обстановке и эмоционально реагирует на них. С увлечением осматривает родителей, ощупывает лицо руками, дергает за волосы, сует пальцы в рот. Рассматривает лица на картинках. Малыш прислушивается к звукам, пытается найти источник звука, реагирует на удаленные звуки - до 3 метров.

Ребенок с радостью играет, если с ним что-то делают – щекочут, поднимают и опускают его, громко смеется. Лепечет в такт потешкам, играет в «ку-ку».Прислоните ручки малыша к своим губам или щекам и произносите с разными интонациями и мимикой простые слоги, это вызовет радость и смех крохи.

Поиграйте с малышом: поднесите к зеркалу, помашите своей рукой своему отражению, скажите: «привет!», обхватите ручку малютки и помашите ею. Выполняйте перед зеркалом простые действия: качайте головой, хлопайте в ладоши, покажите язык.
Повесьте перед малюткой игрушки разного размера, чтобы он мог к ним дотянуться, положите несколько игрушек, он будет учиться брать их самостоятельно. Взяв игрушку, малыш учится стучать ею, перекладывать в другую руку, или бросать ее перед собой. Обязательно похвалите кроху за успехи!

Давайте чаду слушать разную музыку, говорите с ним, какая это музыка - грустная или веселая. Не оставляйте музыку на долгое время, постоянный звук быстро утомляет кроху. Возьмите малютку на руки и потанцуйте с ним, улыбаясь и поощряя смех малыша.

Исследуя окружающий мир, кроха тянет все предметы в рот: изучая их, кусает, облизывает, пытаясь ощутить их. Следите за чистотой вещей, окружающих ребенка, но не мешайте ему брать игрушки в рот. Когда он подрастет, научится изучать предметы по-другому. Главное, чтобы игрушки были изготовлены из безопасных материалов, не были слишком мелкими. В будущем можно дать в руку малютке сушку или крекер – он будет учиться кусать и разжевывать пищу.

Вопросы мам про развитие ребенка от 4 до 5 месяцев

Ребенок до года

У малыша тонус, что это такое и что делать?

17 0

Нашему ребенку всего 5 месяцев и уже мне сказали, что у него повышенный тонус, хотя до меня до сих пор не доходит, что это такое. Вроде мышцы как - то напряжены и не расслабляются правильно, я так поняла. Но, оказывается, еще бывает пониженный тонус, у нашего этого нет. Что теперь делать? Массаж поможет? Или нужно к какому - то врачу обращаться, к невропатологу например? И стоит ли вообще паниковать? Я паникерша по натуре, поэтому немного страшно, главное, чтобы ребенку было хорошо и сейчас, и в будущем. Если массаж поможет, сколько нужно будет пройти процедур? Что скажите?

Каждый день малыш узнает что-то новое о себе и окружающем мире, развивает новые умения, может повторять некоторые звуки, произносимые вами. Сейчас ему всё интересно и он с удовольствием наблюдает за мамой и папой, прислушивается к новым звукам, которые ему очень нравятся.

Сейчас папы больше времени проводят с малышом, так как теперь ребенок значительно подрос и с ним не так страшно играть и брать его на руки.

Тактильный контакт с ребенком очень важен на данном этапе. Прикосновения улучшают настроение малыша, успокаивают его и веселят, помогают укрепить связь. Однако возможно беспокойное поведение среди новых людей, чтобы малыш успокоился просто подержите его на руках.

Кормление

Основным питанием малыша в 4 месяца всё так же является , а если у мамы нет молока - то молочные смеси.

Малыш в этом возрасте кушает минимум 6 раз в день. При нехватке грудного молока кроху можно начинать . Однако существуют и отдельные противопоказания. Так, например, прикорм не следует начинать, если у малыша имеется аллергическая реакция, болезнь кишечника, а также во время подготовки к вакцинации.

С этого месяца в рацион малыша можно вводить соки и пюре, приготовленные из фруктов, ягод и овощей. Первый сок, который можно дать попробовать ребенку - яблочный. Однако, как и при введении любых новых продуктов в рацион, важно внимательно наблюдать за реакцией организма ребенка: не появились ли высыпания и не изменился ли стул. Начать прикорм достаточно с пары капель такого сока, а затем, если не наблюдается аллергических реакций, за месяц довести до 50 граммов.

Если мама решит дать ребенку фруктовое пюре, то ей необходимо знать, что, в отличие от соков, пюре следует давать перед грудным вскармливанием или молочной смесью. Начинать необходимо с пары чайных ложечек, далее понемногу повышая объем до 150 г, что полностью будет замещать 1 кормление грудью.

Вот и остался позади период, когда ваш малыш просыпался каждые три-четыре часа. Теперь ребенок спит 15 часов за сутки, 10 из которых приходится на ночное время, а прочее распределено между 3 снами в дневное время (к 6 месяцам это количество уменьшится до 2х).

В 4 месяца ребенок может просыпаться за ночь примерно один или два раза для кормлений, но скоро он будет способен проспать всю ночь. Однако это в большой степени будет зависеть от того, выработаете ли вы у него правильный режим сна.

Если до этого времени у вашего малыша не выработался режим сна днем и сна ночью, то начиная с 4 месяцев можно начинать приучать его к этому. Раньше, когда малыш был еще совсем мал, он сам показывал вам, что хочет спать. Теперь же, когда он значительно подрос, необходимо определить время для сна. В этом мамам помогут не сложные ритуалы. Так, например, перед ночным сном следует сделать малышу успокаивающую ванну, поиграть в спокойные игры, прочитать пару стишков или сказок, спеть колыбельную.

Если малыш спит слишком долго (более 10-11 часов), то следует разбудить его утром, для нормализации режима дня.

Для наилучшего формирования режима всегда необходимо соблюдать распорядок сна. Ребенку во всем необходима регулярность и последовательность. Проблема, которая может возникнуть при укладывании ребенка - это его зависимость от кормления или укачивания при засыпании. Малыш должен научиться засыпать самостоятельно.

Развитие

Сейчас прибавка в весе ребенка с каждым месяцем начинает сокращаться, однако расти он продолжает с той же скоростью - около двух-трех сантиметров за месяц. Органы малыша развиваются неравномерно, что позволяет ему с этого времени выглядеть более пропорционально, происходит укрепление ножек.

Теперь вы можете заметить, что ногти и волосы вашего ребенка растут еще быстрее и требуют частого подстригания. И если пышной шевелюрой, от которой потеет кожица головы, могут похвастаться не все детки, то вот за ногтями нужен строгий контроль. Если у малыша отрастут длинные ногти, то он может поцарапать кожу или слизистую оболочку.

На четвертом месяце мамы уже могут заметить, что у ребенка появилось сильное желание общаться. Он не только хочет кушать и спать, но и активно участвовать в разговорах с родителями, энергично произнося всевозможные звуки на радость маме и папе. Не следует оставлять малыша на долго одного, даже если он не капризничает. Общайтесь с малышом.

Ребенок хорошо физически развился и пытается использовать свои силы постоянно. Ему по душе касаться ручками и ножками всевозможных предметов, так что ему понравится, если над его кроваткой прикрепить звенящую игрушку до которой он сможет дотянуться. Мышцы малыша также окрепли, и для их развития следует проводить . Так, например, выложите малыша на животик на твердой поверхности и, приложив свои ладони к его стопам, помогите ему отталкиваться - это поможет ему научиться ползать. Если ребенок не раньше, то, скорее всего, это произойдет именно в данном периоде.

К концу 4 месяца у крохи уже могут начать резаться зубки (как правило, это два нижних зуба). Понять это можно по нескольким признакам: малыш стал плаксивым и беспокойным, поднялась температура, стал жидким стул.

Приблизительно к этому времени формируется цвет глаз и качество волос. Волосики могут выпадать и отрастать новые, и через несколько месяцев можно будет понять, какими они будут в будущем. Возможна и смена цвета глаз. Например, светлые глаза легко могут стать карими.

Визит в поликлинику

В 4 месяца вам с малышом необходимо будет посетить только педиатра (если нет других специальных направлений), который взвесит и измерит рост ребенка, а так же измерит окружность грудной клетки.

В 4.5 месяца - вакцинация (при условии, что до этого вакцинация была в ). Ребенку сделают повторные прививки АКДС (против дифтерии, коклюша и столбняка) и против полиомиелита.

Купание и гигиена

После утреннего пробуждения ребенка, его необходимо умывать (вода должна быть комнатной температуры) и вытирать мягким детским полотенцем, которое предназначено только для малыша.

Теперь длительность купания составляет около 15 минут. Во время принятия ванны малыш смеется, радуется, играется с водой. После данной процедуры, пока малыш в хорошем расположении духа, раз в 5-7 дней (или чаще, если необходимо) следует постричь ногти. Необходимо делать это с особой осторожностью, чтобы малыш не нервничал.

Умения ребенка в 4 месяца

В возрасте 4 месяцев ваш малыш уже способен запоминать что-либо на короткий промежуток времени. В среднем на 6 секунд. Разглядывает себя в зеркале. Большой шаг в развитии получает речь - произносятся первые «ма» и «ба» и другие звуки. Сейчас кроха очень весело смеется и радует родителей, провоцируя улыбаться ему в ответ. Малыш начинает различать близких по голосу, радуется, когда видит знакомые лица - активно начинает дергать ручками и ножками. Также ракзвиваются тактильные ощущения. Ребенок хорошо придерживает ручками мамину грудь, бутылочку.

Режим дня и прогулки

В этот период можно начинать выходить с ребенком на улицу, когда он еще не спит, для того, чтобы он мог посмотреть по сторонам и изучить мир, окружающий его. Всё зависит от малыша - он может быстро заснуть, а может и длительное время понаблюдать за происходящим вокруг.

Не стоит бывать на улице при температуре ниже 15 градусов, а также в сильный ветер или дождь. Что касается продолжительности прогулки - это зависит от того, насколько долго готова гулять мама. Но если она решила преодолеть длинную и долгую дистанцию, ей следует помнить, что в пути необходимо будет найти место для того, чтобы переодеть и покормить малыша (на случай его пробуждения).

Возможные проблемы

1) Первая проблема: ребенок отказывается от груди

Четвертый месяц жизни ребенка, как правило, является своего рода переходным возрастом. Именно в этот период велика вероятность того, что малыш откажется от груди. Причин тому несколько:

Сейчас ребенок более чутко воспринимает то, какой уход ему обеспечивает мама и то, как она организует сам процесс кормления. Если малышу доставляет дискомфорт то состояние, в котором он находится, либо то положение, которое мама выбрала для кормления, он начинает нервничать, куксить и показывать всем своим видом, что его что-то не устраивает;

Возможно, малыш неважно себя чувствует и ему трудно сосать грудь из-за боли в горле, ухе либо из-за заложенного носа. Родовые травмы также могут усложнить процесс кормления. В таком случае, маме нужно стараться находить наиболее удобные для малыша положения для кормления;

Недостаток либо избыток материнского молока. При недостатке молока крошка не наедается и тратит много сил на сосание пустой груди, что, само собой, вызывает негативную реакцию. При избытке молока, наоборот, в ротик ребенка попадает слишком большая порция, которую он не в состоянии сразу проглотить;

Введение смесей также может способствовать преждевременному отказу от грудного вскармливания, поскольку, привыкая к бутылочке, ребенок больше не хочет тратить силы на сосание материнской груди. Во избежание этой проблемы лучше докармливать ребенка из ложечки;

Иногда причиной отказа от груди может быть неправильная организация кормления: в комнате слишком шумно, слишком душно, возможно, слишком яркий свет, либо попросту ребенок находится в неудобном положении.

Часто бывает так, что мамы, не разобравшись в причинах отказа, решают прекратить грудное вскармливание и немедленно вводят смеси. Прежде, чем идти на такой важный шаг, обязательно проконсультируйтесь с врачом, который поможет разобраться в причинах и посоветует наиболее оптимальный выход из положения.

2) Вторая проблема: прорезывание зубов

Уже в конце четвертого месяца у малыша может начаться прорезывание зубов. Это вы сможете понять по таким симптомам как: набухание и покраснение десен, обильное слюновыделение, неспокойствие крохи, повышение температуры тела, а также понос, отек горла либо заложенность носа.

Кстати, прорезывание зубов может стать одной из причин . Но, естественно, это явление временное и прекращать вскармливание не рекомендуется.

3) Третья проблема: отит

Как показывает статистика, около половины младенцев страдали от воспаления уха на первом году жизни. Причина отита в попадании водички или бактерий за барабанную перепонку, что впоследствии вызывает воспаление и боль.

При ушной инфекции ребенок становится тревожным, плаксивым, теребит больное ушко. К симптомам относят: повышенную температуру, диарею, выделения из уха (от желтого до красноватого цвета), отказ от приема пищи. За помощью обязательно обратитесь к врачу.

Время проносится так стремительно, что скоро вы позабудете все ночные кормления и недосыпания. Наш журнал " " советует вам терпеливо принять эти неудобства и некоторые лишения, ведь они являются неотъемлемой частью роста и развития вашего малыша. И в дальнейшем вы будете с ностальгией вспоминать эти чудесные моменты, когда ребенок был таким крохотным.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png