Первые упоминания о пенсионном обеспечении в России относятся к середине XVII века. Государственное обеспечение в те времена носило избирательный характер – пенсионное пособие полагалось воинам, получившим увечья в ходе боевых действий. Выплата носила характер пособия на лечение, и размер её зависел от тяжести полученного ранения.

Существенные изменения пенсионное обеспечение в стране претерпело в годы правления Петра I – серьёзно возросла забота о раненых, которых старались пристроить так, чтобы они могли получать средства к существованию. Был принят закон, который можно считать первым пенсионным законом в стране - «Устав Морской Русского Военного Флота» от 13 января 1720 года.

К началу XX века в России сформировалась пенсионная система, охватывающая менее одной трети населения – чиновников и военных. Чиновники имели право на пенсию по достижении 60-летнего возраста, при наличии 35 лет стажа «беспорочной службы». Впрочем, можно было претендовать на пенсию и при стаже 25 лет, правда, лишь на 50% пенсионного оклада. Размер пенсионного обеспечения зависел от разряда чиновника – всего их было девять.

Военная пенсия назначалась при выслуге 25 лет. Двадцать лет выслуги давали право на 50% пенсионного обеспечения. Получившие раны и увечья обеспечивались дополнительной пенсией из инвалидного капитала.

Работников частных предприятий пенсионное страхование затронуло лишь в начале XX века – формирование страховых касс осуществлялось за счет отчислений из заработка работников на их личных счетах. При получении увечья либо профессионального заболевания рабочий мог претендовать на пособие, накопленное на его счете. Впрочем, страхование охватывало не более 2,5 млн рабочих по всей стране.

Крестьянство до революции, как и длительное время после нее, права на пенсию не имело. А учитывая, что сельские жители составляли почти половину населения в 120-миллионной империи, говорить о наличии общенациональной пенсионной системы в России на тот момент не приходится.

После революции 1917 года руководство молодой республики активно взялось за внедрение пенсионного страхования. Уже с 1917 года государство взяло на себя материальное обеспечение престарелых, инвалидов, вдов и сирот. Внедрение пенсионного обеспечения по старости страна позволить себе ещё не могла: в слишком тяжелом экономическом положении она находилась, шла гражданская война.

Сразу после революции молодое правительство приступило к осуществлению ленинской страховой программы, изложенной на VI Всероссийской конференции РСДРП. За шесть лет было принято около 100 декретов и распоряжений в области социального обеспечения, открыто около 1500 учреждений по охране материнства и младенчества.

Пенсия по старости была введена в 1928 году, но лишь для рабочих и служащих. Был установлен возраст выхода на пенсию – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Максимальная пенсия составляла в лучшем случае 25% от средней заработной платы по стране, и прожить на неё было довольно проблематично.

Лишь в 1956 году пенсионная система в СССР охватила всё население страны. Был принят Закон СССР «О государственных пенсиях». Впервые(!) пенсии ввели для колхозников, правда, они рассчитывались по отдельной системе и были ниже, чем у других работников.

Распределительная, действующая на принципе «солидарности поколений», пенсионная система, внедренная в 1956 году, просуществовала несколько десятилетий, вплоть до распада Союза. Советские граждане имели право на пенсию при достижении возраста 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин. При этом необходимый минимальный стаж должен был составлять 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Потолок пенсии был ограничен 120 рублями (средняя зарплата по стране в 1980 году составляла 174 рубля). Размер пенсии составлял половину средней заработной платы работника за последние два или любые пять лет трудовой деятельности.

Новые экономические реалии, возникшие после крушения СССР, требовали существенного реформирования существовавшей пенсионной системы – в новых условиях распределительная пенсионная система не могла обеспечить уровень жизни пенсионеров даже на минимальном уровне.

Кроме того, необходимо было существенно реформировать систему учета пенсионных прав граждан. Для этих целей в 1997 году впервые была создана система персонифицированного учета. Она предусматривает присвоение всем гражданам (застрахованным лицам) индивидуального лицевого счета под уникальным номером (СНИЛС). В течение всей трудовой деятельности на лицевом счете застрахованного лица аккумулируется в электронном виде информация о стаже и заработке (отчислениях в ПФР, осуществленных за него работодателем).

В 2002 году был внедрен накопительный элемент пенсии. Таким образом, чисто распределительная система пенсионного обеспечения в России была заменена смешанной, распределительно-накопительной системой. В результате у работающих граждан начали формироваться страховая и накопительная части пенсии. Был законодательно закреплен принцип наследуемости пенсионных накоплений (накопительной части пенсии) – в случае, если пенсионер не доживает до пенсии, правопреемники наследуют эти деньги. По закону, накопления аккумулируются и управляются в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), управляющих компаниях либо в государственной управляющей компании – по усмотрению застрахованного лица.

Однако экономические трудности, с которыми столкнулась страна, вынудило правительство заморозить формирование накопительных пенсий граждан. Начиная с 2014 года (и до сего времени) работодатели отчисляют за своих работников все страховые взносы лишь на страховую (солидарную) пенсию. При этом, уже сформированные гражданами пенсионные накопления правительство не решилось национализировать, как это произошло, в аналогичной ситуации, в Венгрии и Польше. Они все также управляются НПФ и управляющими компаниями (куда их определили застрахованные лица) и приносят инвестиционный доход.

«Поразившая» в 2015 году Россию очередная пенсионная реформа ввела в действие новые правила и понятия, которые действуют и поныне. Было введено такое понятие, как «пенсионный балл» - в баллах фиксируются пенсионные права граждан за каждый год трудовой деятельности. Количество заработанных за год баллов (максимально возможное – десять) зависит от размера зарплаты и, соответственно, от страховых взносов, перечисляемых в ПФР. Cтоимость пенсионного балла ежегодно устанавливается Правительством России.

Анализируя соотношение размера средней пенсии по стране со средней зарплатой в различные временные промежутки, можно прийти к выводу, что средний размер пенсии по стране в абсолютном выражении, вопреки досужему мнению, со времен Советского Союза остался практически неизменным. В этом можно убедиться, ознакомившись с таблицей, размещенной ниже.

Средняя пенсия по стране Средняя зарплата по стране
1981 59 178,3 33,1
1985 76,9 201,4 38,2
1990 114,7 296,8 38,6
1995 242,6 472,4 51,4
2000 823,4 2223,4 37
2001 823,4 3240,4 25,4
2006 2538,2 10633,9 23,9
2009 4546,3 18637,5 24,4
2010 6177,4 20952,2 29,5
2012 8272,7 23369,2 35,4
2013 9153,6 26628,9 34,4
2014 10029,7 29792 33,7
2015 10888,7 32495,4 33,5
2016 12080,9 34029,5 35,5

P.s. Резкие подъёмы показателя "соотношение" в ельцинские времена связан, к сожалению, не с ростом среденй пенсии по стране, а с мизерной заработной платой в тот период.

Декабрьский опрос социологической группы «Рейтинг» показал, что 30% украинцев ностальгируют по временам СССР. В основном это люди пенсионного возраста. Кроме приятных воспоминаний молодости, пенсионеры отмечают, что при Союзе людям преклонного возраста жилось лучше и проще. Это правда, но так было только в последние 20-25 лет существования страны. Путь к благополучию 1970-х годов был тернистым, а достижения тех лет отчасти предопределили низкий уровень пенсий сегодня.

ПРИ СТАЛИНЕ пенсионное законодательство состояло из 960 разных актов. Каждое министерство и ведомство имело свои нормы как по возрасту, так и по размерам пособия. Наиболее квалифицированные кадры в тяжелой промышленности, а также госслужащие, профессура и медики получали пенсию на уровне 60-100% от зарплаты. Однако у большинства рабочих выходное пособие не достигало прожиточного минимума, а у рядовых колхозников – пенсии не было вовсе.

ХРУЩЕВ начал свое правление с масштабных реформ по улучшению жизни советских граждан. Одним из знаковых изменений было принятие в 1956 году «Закона о государственных пенсиях», который систематизировал пенсионное законодательство СССР. Закон установил единую планку пенсионного возраста – 55 лет для женщин и 60 лет – для мужчин. Тогда же был определен обязательный трудовой стаж в 20 и 25 лет соответственно. Минимальная пенсия составила 30 рублей, а максимальная – 120 рублей.

В СЕЛАХ. Закон 1956 года касался лишь рабочих и служащих. Рядовым колхозникам пришлось ждать пенсии до 1965 года, когда был принят закон «О пенсиях и пособиях членов колхозов». Условия выхода на пенсию для крестьян были дискриминационными. Работать для получения пенсии и женщинам, и мужчинам нужно было на 5 лет дольше – до 60 и 65 лет соответственно. А минимальная пенсия в 12 рублей не покрывала элементарных потребностей.

ЗАСЛУГИ. Закон о пенсиях для колхозников был подготовлен администрацией Никиты Хрущева, а вступил в силу уже при Леониде Брежневе. Так что «свою искреннюю благодарность» трудящиеся адресовали «лично дорогому Леониду Ильичу».

Если в годы Хрущева была заложена основа для советского пенсионного законодательства, то при Брежневе оно сформировалось в систему, которой мы пользовались до пенсионной реформы 2017 года.

ДЕЛО БРЕЖНЕВА. С конца 1960-х годов правительство СССР приняло меры, направленные на выравнивание пенсий и условий их получения. Самые крупные изменения происходили в селе. В 1966 году колхозники были уравнены с рабочими и служащими по возрасту выхода на пенсию и необходимому стажу.

Окончательное равенство колхозники получили в 1978 году, когда государство отказалось вычитать из пенсии 15% за приусадебный участок, если он превышал 15 соток.

ВСЕМ – ПО ПОТРЕБНОСТЯМ. Пенсионная политика СССР постепенно становилась все более щедрой. В 1971 году был установлен новый пенсионный минимум для рабочих и служащих – 45 рублей. Активно внедрялись надбавки к пенсиям. За длительный стаж (10 лет и более сверх обязательной нормы) стали доплачивать 10% пенсии. Столько же – на каждого иждивенца. С 1983 года начали начислять надбавку за непрерывный стаж работы на одном предприятии.

Также в 1970-е годы увеличились в размере и регулярно выплачивались пенсии для инвалидов, пенсии для семей, потерявших кормильца, пенсии для родителей, чьи дети погибли на фронте.

Для тех, кто работал в экстремальных условиях, был снижен пенсионный возраст (на 10 лет) и стаж (на 5 лет). Это коснулось, например, рабочих, занятых на работах под землей, в горячих цехах и на вредных производствах.

НАПОРОЛИСЬ. С 1965 по 1980 годы политика государства была направлена на то, чтобы обеспечить социальную поддержку всем, кто объективно в ней нуждался. Этот процесс пришелся на годы «нефтяного изобилия». В 1980-е доходы от экспорта нефти и газа упали, а расходы на оборонку – выросли. Одновременно увеличились расходы и на социальную сферу: рождаемость упала, а население – постарело.

Конфликт между «можем обеспечить» и «нужно обеспечить» унаследовала и независимая Украина. Если в конце 1970-х годов в республике было 20% пенсионеров, то сегодня в независимой Украине– уже 30%. Одно за другим украинские правительства отказывались поднять пенсионный возраст, чем только усугубили ситуацию.

СЕГОДНЯ средняя пенсия составляет 2,5 тыс. гривен, минимальная — 1,4 тыс. гривен. С учетом тарифов на услуги ЖКХ и фактически платной медицины, этих средств недостаточно, чтобы покрыть даже элементарные потребности.

Причина бедности украинских пенсионеров – огромное число получателей пособий, слабая экономика и массовое уклонение населения от отчислений в Пенсионный фонд. За долгие годы Украина не смогла решить эту проблему, хотя о росте зарплат и пенсий отчитывается едва ли не каждое правительство.

Пенсия в каждую эпоху, имела свой статус и перед ней ставили определенные цели и задачи.

Первую в истории государственную пенсию, начали выплачивать во времена правления Юлия Цезаря, и называлась она - «Государственное обеспечение военных», но через несколько веков, она стала одной из причин, краха Римской Империи – дефицит денежных средств на ее выплату.

В дальнейшем пенсии стали подаваться под «другим соусом» - финансовым обеспечением приближенных монархов других стран, сегодня, мы бы назвали такие платежи – взяткой или изменой Родине. Начало положили французы, при правлении Людовика XI, в середине XV века. Историками были обнаружены документы, в которых были отчеты о постоянных выплатах денежных средств и не протокольных подарков - Уильяму Гастингсу, он занимал пост первого камергера английского короля. Многие английские сановники также получали денежные вознаграждения, за определенные услуги.

В России такой «пенсией» отметился канцлер Елизаветы Петровны – Алексей Бестужев, он регулярно получал ее от британского правительства, но и Россия не оставалась в стороне - выплачивала аналогичные выплаты зарубежным, политическим особам, например таким, как Талейран, данные выплаты санкционировались царем - Александром I.

Следующий этап пенсионного обеспечения, это боязнь заговоров и смут, и снова Франция опередила европейские Государства. При правлении Людовика XIV, пенсионные выплаты приобрели невиданный размах, одним из его прозвищ было «король-кормилец». Он считал, что «pension», лучшее средство от заговоров и смут, держал знать у себя на глазах, для этого отстроив Замок Версаль. Желание дворянина жить дома рассматривалось, как измена перед государством, но если у него для этого не хватало средств, тогда Людовик назначал этой особе «пенсию».

Первую официальную пенсию, которая затрагивала заботу обо всех слоях населения, в пожилом возрасте, пенсия по старости – это была «Солидарная Государственная Пенсия», которую ввел Отто фон Бисмарк, канцлер Пруссии – это произошло в 1889 году. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основана на взносах. Работодатели, и работники должны были финансировать «солидарную государственную пенсию». Что самое ценное в этой пенсионной системе, это то, что по ней живут немецкие пенсионеры и сегодня, но только с некоторыми дополнениями и изменениями. Данная модель пенсионного обеспечения, для многих стран стала эталоном, при разработке своих пенсионных систем, брали ее за основу.

В России, как и все передовое, пенсию в Россию ввел Петр I, он отменил оплаты «За заслуги перед Царем и Отечеством» - поместьями и шубами, издав Указ, о пенсионе бывшим военным. Он гласил именно так: «Назначить достойное пожизненное содержание, дабы не позорили честь мундира». Пенсионеров-офицеров было мало, а солдат эта мера не затрагивала - большинство офицеров являлись обеспеченными помещиками и аристократами, которые имели средства, для достойного проживания, в отставке.

Екатерина II после прихода к трону, в 1763 году, повелела ежегодно отпускать 50 тысяч рублей на пенсии отставному генералитету.

Впервые детально проработанное пенсионное законодательство в России было принято в России при Николае I, любившем во всем строгий порядок. В преамбуле указа от 6 декабря 1827 года так и говорилось: "Правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности". По николаевскому закону, все обладатели классных чинов, военные и гражданские, прослужившие 25 лет, получали право на пенсию в размере 50% оклада и за 35 лет безоговорочной службы получали пенсию в размере 100%.

В дальнейшем пенсионная система в России постепенно расширялась, включив в себя более обширные категории людей, которых сегодня называют "бюджетниками": низших служащих, не имевших чинов, преподавателей государственных учебных заведений, медперсонал казенных больниц, инженеров и мастеров, а с 1913 года, рабочих государственных предприятий и железных дорог. Неизменным оставался главный принцип: основанием для назначения пенсии, являлось - работа на государство и служение Трону. В целом, пенсионное обеспечение в дореволюционной России охватывало незначительную часть общества (не более нескольких процентов населения пенсионного возраста). При этом реальную возможность жить на пенсию, имели лишь бывшие государственные служащие.

В дальнейшем пенсионная система в России постепенно расширялась, включив в себя более обширные категории людей, которых сегодня называют "бюджетниками": низших служащих, не имевших чинов, преподавателей государственных учебных заведений, медперсонал казенных больниц, инженеров и мастеров, а с 1913 года и рабочих государственных предприятий и железных дорог. Неизменным оставался главный принцип: основанием для назначения пенсии являлась исключительно работа на государство и служение Трону. В целом, пенсионное обеспечение в дореволюционной России охватывало, незначительную часть общества (не более нескольких процентов населения, пенсионного возраста). При этом реальную возможность жить на пенсию имели лишь бывшие государственные служащие.

Следующие строки, для тех, кто мечтает о возвращении, пенсионной системы, которая была в Советском Союзе.

После Октябрьской революции, в двадцатых годах, перед правительством был поставлен вопрос - о разработке пенсионной системы, которая должна быть основана на старости, а не на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности.

В 1924 году пенсионным обеспечением, первыми, кто был охвачен, были преподаватели высших учебных заведений, по достижении ими 65 лет.

В 1928 - рабочие текстильной промышленности и шахтеры.

В 1929 - рабочие ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта.

В 1929 году были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности, а также пенсии по старости и порядок выплаты продолжающим работать пенсионерам.

В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин.

Конституцией СССР 1936 года было закреплено всеобщее пенсионное обеспечение для рабочих и служащих по старости, то есть по достижении ими определенного возраста.

Следующий этап развития системы государственного пенсионного обеспечения начался в 1956 году - с принятия Закона "О государственных пенсиях", регулирующего размер пенсии по старости. А в 1964 году был принят Закон "О пенсиях и пособиях членам колхозов", который предусматривал с 1965 года выход на пенсию колхозникам: мужчины с 65 лет, женщины - с 60 лет.

В 1968 года колхозники получили право выхода на пенсию с того же возраста, что и рабочие и служащие.

Таким образом, к середине 60-х годов в нашей стране сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

Теперь затронем размеры пенсий в Советском Союзе: "потолок" пенсии в Советском Союзе, для рабочих и служащих, составлял 120 рублей, в месяц и получали ее далеко не все. Если посмотреть на разлет величины пенсии в Советском Союзе, то он составлял от 15 рублей, до 500 рублей, но «Версалем» для пенсионеров были фиксированные цены на продукты питания, товары первой необходимости и повышение цен, по просьбе трудящихся.

Перерасчет пенсионных выплат был очень прост – 50% от зароботной платы, которая должна не превышать 240 рублей. Для тех, у кого была зарплата, менее 100 рублей, увеличивались проценты, от 60 до 100 процентов. Средняя пенсия, составляла – 67 рублей 50 копек.

Как вы видите, что и при социализме так же, как при любом другом строе, пенсионное обеспечение не может быть одинаковым, всегда есть привилегированные слои населения и есть не заслуженно обойденные вниманием.

Подведем рюземе - государственная пенсионная программа, это не социальная гарантия, пенсионного обеспечения, а социальная поддержка, в какой бы стране вы не жили.

Можно сказать и по-другому. Пенсия – это, не социальная гарантия, а гарантия власти, от заговоров и социальных взрывов.

В следующей статье, мы рассмотрим, пенсионные программы развитых стран и сравним их, с пенсионной системой России.

Если увас есть вопросы, присылайте на электронный адрес:

Пенсионная реформа начала развиваться в конце 60-х годов прошлого века. За период становления пенсионной политики было введено более 80 законопроектов по выплатам пенсии. Чтобы понимать суть сегодняшней пенсионной реформы, каждый гражданин должен знать, с чего все начиналось, поэтому сегодня речь пойдет о самых важных исторических моментах реформы пенсионеров СССР.

Когда появилась?

Пенсия в СССР зародилась в 1956 году, а именно 14 июля после подписания соответствующего закона.

В принятом законопроекте были такие важные моменты, как:

  • общие требования пенсионной системы;
  • возрастные критерии и период трудового стажа;
  • порядок выплата пенсии;
  • единый порядок расчета;
  • размер пенсионных отчислений для разных категорий граждан.

Спустя 10 лет после вышеуказанного законопроекта, была разработана новая система пенсионного обеспечения, по итогу которой все пенсионные выплаты осуществлялись за счет государства.

Плюс советской пенсионной системы - все граждане страны получали минимальный уровень пенсии.

Характеристика пенсионной реформы СССР

Выделим основные особенности пенсионной реформы СССР:

  1. Пенсионный возраст не отличается от показателей настоящего времени - 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины).
  2. Пенсию назначали по следующим категориям:
    • по старости;
    • инвалидности;
    • по потере кормильца;
    • за выслугу лет.
  3. Пенсионные выплаты инвалидам войны или детства выплачивали из союзного бюджета, а военнослужащим - из бюджетных средств Министерства Обороны. В итоге главная проблема пенсионной структуры – несбалансированные расходы и доходы бюджетных средств.
  4. Все граждане пенсионного возраста получали пенсионные выплаты не ниже прожиточного минимума.


  1. С 1964 года разработана система пенсионных выплат для колхозников, в соответствии с которой пенсию назначали из союзного бюджета.
  2. С 1967 года был увеличен размер пенсионных отчислений, но уже в 80-х годах пенсия постепенно уменьшалась, поскольку не было действующего механизма ежегодной индексации.
  3. В 90-е нужно было изменить реформу по ряду причин :
    • активное старение жителей страны;
    • уменьшение численности работающего населения;
    • распространение системы досрочного оформления пенсии;
    • низкий уровень доходов;
    • падение цены на нефть;
    • сокращение объема производства;
    • дефицит бюджета.
  4. С 1987 года были внесены изменения, в соответствии с которыми каждый гражданин мог добровольно пополнять свои пенсионные накопления.
  5. В 1990 году был создан ПФР (Пенсионный фонд) .

Стаж работы

Пенсионные отчисления в СССР назначали при наличии стажа 20 (среди женского населения) и 25 лет (среди мужского).

Однако часть пожилых людей могли оформить пенсию на 5 лет раньше , а именно:

  • шахтеры;
  • сотрудники горячего цеха;
  • работники текстильной промышленности;
  • граждане, проработавшие на Крайнем Севере 15 (женщины) и 20 лет (мужчины);
  • женщины, имеющие 5-х детей, которым уже исполнилось 8 лет - стаж не меньше 20 лет;
  • женщины, воспитывающие инвалидов детства - стаж 20 лет.


Пенсию назначали при соблюдении таких условий, как:

  • достижение соответствующего возраста;
  • общий стаж от 5 лет;
  • стаж перед оформлением пенсионных отчислений - 3 года и выше.

Средние показатели пенсии

Суммарный объем пенсионных выплат в СССР зависел от окладной части и количества проработанных лет.

Пенсионные выплаты сельских жителей были на 15% ниже, нежели размер пенсионных выплат сотрудников города!

Так, средние показатели пенсионных отчислений по городу варьировались от 70-120 рублей в месяц.

Но были и более высокие показатели, например, руководитель крупной организации мог получать 250 рублей в месяц после оформления пенсии.

Граждане, которые не работали официально получали социальные выплаты в размере 35 рублей.

Кроме базового размера пенсионных выплат, граждане могли рассчитывать на надбавки со стороны государства при выполнении следующих условий:

  1. Непрерывный стаж от 15 лет - 10% к пенсии;
  2. Длительный стаж более 30 и 35 лет (женщины и мужчины) - 10%;
  3. Стаж более 25 лет на одном предприятии - 20%.

Сколько была минимальная пенсия?

Минимальные показатели пенсии СССР составляли 35 рублей.

Пенсия в таком объеме выплачивалась следующим категориям пожилых людей:

  • не работающим лицам;
  • не имеющим стаж выше 20 лет;
  • колхозники - большинство жителей сельских поселений продолжали работать при достижении пенсионного возраста, чтобы поучить доплату к пенсии размером 10 рублей за каждый переработанный год. Сумма надбавок могла быть не больше 40 рублей.

В 1986 году минимальный размер подняли до 76 рублей!

По сути, минимальные пенсионные отчисления получала четвертая часть пожилых людей СССР.

Максимальные критерии пенсионных выплат

Максимальные показатели пенсионных выплат составляли 120 рублей .

На данную сумму могли рассчитывать жители города, которые занимались умственным трудом, например, врачи, учителя, инженеры и прочее.

При этом сумма пенсии зависела от суммы ежемесячного оклада. Например, при заработной плате до 50 рублей, гражданин пенсионного возраста мог рассчитывать на пенсионные отчисления в размере 85% от оклада, то есть всего на 40 рублей.

Пенсия народных депутатов

В 1989 году высшим органом власти были назначены народные депутаты, которые проводили съезды для обсуждения государственных вопросов. Последний съезд состоялся 05.09.1991. Именно в этот день было принято решение о самороспуске депутатов.


В настоящий момент большинство народных депутатов вышли на пенсию по старости и в Государственной думе подняли вопрос о повышении пенсионных выплат для данной категории граждан. На сегодняшний день количество «бывших» народных депутатов составляет всего 285 человек.

Министерство труда и социальной защиты предлагает установить размер пенсии 200 000 рублей. Основная причина разработанного законопроекта - ликвидация положения о персональных пенсиях для данной категории граждан, в соответствии с которым народные депутаты и их семьи могли получать достойную пенсию.

К числу народных депутатов хотели добавить категорию граждан, которые выполняли аналогичные функции в союзном парламентарии. Но новый законопроект не вступил в законную силу!

Основные условия для повышения пенсии будут следующими:

  • возраст 65 лет;
  • наличие российского гражданства;
  • депутатская деятельность до 1994 года не меньше 1 года.

В настоящий момент разработанный законопроект не одобрен в Государственной думе. Основная причина отказа - высокий размер бюджетных расходов.

Пенсионные выплаты колхозникам

В настоящий момент есть заблуждение, что в советские времена колхозники не получали пенсионных отчислений.

В действительности, пенсия выплачивалась всем категориям граждан страны, но из разных финансовых источников. Так, колхозники получали пенсию из артелей, которые создавали собственный фонд для осуществления пенсионных выплат.

Созданный фонд должен был оплачивать пенсию в виде денежных выплат, выдачи продуктов питания либо начислялись дополнительные трудодни. Сумму пенсионных выплат устанавливали отдельно для каждого колхозника на общем собрании членов артели или на собрании уполномоченных лиц.

Выделим основные особенности:

  • возраст 60 и 65 лет (соответственно женщины и мужчины);
  • стаж - от 20лет;
  • минимальные показатели пенсии - 12 рублей;
  • максимальные критерии – 102 рубля;
  • размер пенсии рассчитывали из половины оклада за последние 2 года работы либо за любые 5 лет трудовой активности;
  • граждане пенсионного возраста могли при желании продолжать рабочую деятельность;
  • на дополнительные пособия и прибавки имели право:
    • беременные женщины;
    • дамы, ухаживающие за ребенком до 3 лет;
    • лица, имеющие на попечении иждивенцев;
    • инвалиды.

Инвалиды войны могли получать дополнительные выплаты из государственного бюджета!

В 1964 году, когда вступил в силу законопроект о назначении пенсии членам колхоза, выплаты начинают производить из государственного бюджета. Однако колхозы, по своему усмотрению, могли сохранить выплаты пенсии из собственного бюджета.

Закон о пенсии

Основным законопроектом СССР, который регулировал вопросы начисления пенсии, является закон «О государственных пенсиях» от 14.07.1956.

В законе закреплены такие важные моменты, как:

  • максимальный пенсионный возраст;
  • стаж;
  • среднемесячный размер пенсии и прочее.

Многие пункты законопроекта давно устарели, однако разработанная реформа в 1956 году позволила пожилым людям получать достойную пенсию. При этом не учитывалась ежегодная инфляция, ведь цены на товары с каждый годом только росли. Поэтому в реформу постоянно вносились коррективы и даже в настоящий момент органы власти планируют кардинально изменить пенсионную систему, чтобы граждане смогли самостоятельно формировать будущую пенсию.

С какими проблемами рабочего стажа столкнулись пенсионеры после развала СССР, смотрите в этом видео.

Следовательно, каждый гражданин должен понимать процедуру начисления пенсии с самого начала ее образования, чтобы знать, в каком направлении двигается пенсионная политика страны. Как говорил Цицерон «История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».

Советская пенсионная система, окончательно сформировавшаяся в 1950–1960-х годах, включала две основные компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников . Предоставлялись пенсии по старости (возрасту), инвалидности и потере кормильца. Некоторые категории занятых имели право на получение пенсии за выслугу лет, которые регулировались отдельными законами. Существовали также республиканские и союзные персональные пенсии, назначавшиеся за особые заслуги.

Формально пенсионное обеспечение в СССР было для работников бесплатным – они из своих доходов ничего в пенсионную систему не платили. Пенсии финансировались из так называемых общественных фондов потребления, складывавшихся из средств государственного бюджета и отчислений предприятий (от 4 до 12% фонда оплаты труда в зависимости от отрасли) .

Другим завоеванием трудящихся при социализме считался относительно низкий возраст выхода на пенсию – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Он оставался неизменным с начала 1930-х годов, когда обследования рабочих, выходивших на пенсию по инвалидности в связи с потерей трудоспособности, показали, что к 55 годам большая часть женщин и к 60 годам большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать . С тех пор структура отраслей, условия и содержание труда изменились, и работники, по данным медицинских обследований, стали терять трудоспособность позже. Но увеличивать возрастную границу было невыгодно: ранний выход на пенсию гарантировал терпимое отношение населения к размеру выплат. Более того, можно было стать пенсионером еще на 5–10 лет раньше: такие льготы предоставлялись за работу во вредных условиях труда и в тяжелых климатических условиях, их финансировало государство и использовало как важный инструмент политики занятости.

Несмотря на различные надбавки и компенсации за работу во вредных условиях и на Крайнем Севере, уровень пенсионного обеспечения в СССР оставался низким, причем даже по сравнению с другими социалистическими странами . В законодательстве не был закреплен порядок индексации пенсионных выплат в случае повышения стоимости жизни или опережающего роста зарплаты. Не был прописан и механизм изменения максимальной и минимальной пенсии. Размер пенсии устанавливался человеку один раз и не менялся, как бы ни росла зарплата или ни увеличивалась стоимость жизни. Поэтому, по данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в СССР были пенсионерами, причем старших возрастов .

Кроме пенсий, многочисленным группам пенсионеров предоставлялись льготы и привилегии, бесплатные или частично оплачиваемые услуги (транспортные, жилищно-коммунальные, в сфере здравоохранения и т.д.). В этих условиях пенсии обеспечивали социально приемлемый уровень материального обеспечения большей части пожилых людей, что много лет спустя существенно повлияло на судьбу пенсионной реформы.

Проблемы в советском пенсионном обеспечении обнаружились еще до начала экономических преобразований. Поскольку число пенсионеров быстро увеличивалось (с 13,7 млн. до 33,8 млн. за 1961–1990 годы ), а тарифы отчислений для предприятий оставались практически неизменными, доля государства в финансировании пенсий росла. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в бюджете государственного социального страхования достигала 60%. При этом в середине 1980-х годов ситуация обострилась в связи с падением мировых цен на нефть и газ: сокращались национальный доход и объем производства, нарастал дефицит госбюджета, и в конце 1980-х годов он приблизился к 10% валового национального продукта (ВНП). Финансовое состояние пенсионной системы также ухудшилось, учитывая ее зависимость от бюджета.

Таким образом, проблемы советской пенсионной системы стали очевидны уже в конце 1980-х годов. Важнейшие из них :

1) множественность различных систем пенсионного обеспечения, как следствие – непрозрачность и сложность правил назначения и расчета пенсий;

2) ограниченный охват пенсионным обеспечением, ставший очевидным по мере появления в стране индивидуальных предпринимателей и занятых на частных предприятиях, которые не имели прав на пенсию;

3) низкая дифференциация пенсий как следствие общей уравнительной политики, приводившей к значительному перераспределению средств от хорошо зарабатывавших работников в пользу тех, у кого была низкая зарплата; «несправедливый» разрыв в размерах пенсии «старых» и «новых» пенсионеров;

4) относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), предопределявший увеличение нагрузки на пенсионную систему в условиях старения населения;

5) широко распространенная практика досрочного выхода на пенсию различных категорий работников, означавшая, что фактический возраст выхода на пенсию значительно ниже 55 или 60 лет;

6) зависимость пенсионной системы от бюджетных средств и низкий запас прочности, проявившийся в условиях роста численности пенсионеров.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png