_____ В начале учебного года проводится анкетирование родителей социальным педагогом и воспитателями каждой группы. Определяется линия педагогического общения с семьей. Затем проводятся педсовет по итогам социально-психологической диагностики семьи и детей. Утверждается годовой план течении года проводятся плановые мероприятия. Например в ноябре - педагогическая гостиная «Агрессия в жизни человека» тренинг коммуникативных умений для родителей средней группы, беседа с родителями детей раннего возраста.

Проходят разнообразные консультации для родителей творческие мастерские, дискуссии. ____________________________

В каждой группе проходят родительские собрания 2-3 раза в год. Оформляются памятки для родителей, проводятся открытые занятия. В интернете открыт блок, где родители могут задать любой интересующий их вопрос и получить полный ответ специалиста. ____________________________________________________

Поэтому содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием. __________________________________________________________________

_____Для того, чтобы лучше узнать каждую семью, уклад ее жизни, систему воспитания ребенка, чтобы установить необходимые взаимопонимание и доверие ДОУ использует разнообразные формы индивидуальной работы с родителями: беседы, консультации, посещение семьи, индивидуальные памятки и папки-передвижки.

Беседы с родителями и другими членами семьи могут проводиться утром и вечером, когда детей приводят в детский сад или берут домой. Воспитатель может специально пригласить родителей или других членов семьи для беседы с ними.

Утренние встречи-беседы воспитателя с родителями кратковременны, но имеют немалое значение для выяснения самочувствия ребенка, а также для создания у его близких хорошего настроения, чувства доверия к воспитателю.

Беседует с родителями и заведующая детским садом, а также медицинский работник, психолог, логопед. ______________________________________________

_____ Консультации для родителей проводятся тогда, когда назревает необходимость более обстоятельного разговора с ними для того, чтобы проанализировать какие-то промахи и ошибки, которые они допускают в воспитании ребенка, и дать им квалифицированные советы и рекомендации, как исправить положение. Важно при этом создать спокойную, деловую обстановку, чтобы родители внимательно выслушали консультирующего, задали вопросы, записали некоторые советы.

Одним из действенных путей изучения семьи воспитанника, установления тесного контакта с родителями, оказания конкретной помощи является посещение ее воспитателем. Педагог приходит в семью не как обследователь, а как друг и помощник в сложном деле воспитания ребенка. Особенно ответственным является первое посещение. От того, как оно пройдет, во многом зависит установление взаимопонимания, доверия и контакта между дошкольным учреждением и семьей.

Путем личных наблюдений, вопросов, обращенных к родителям, другим членам семьи и ребенку, в ходе беседы, которая проходит в доброжелательном тоне, воспитатель получает необходимые ему представления и сведения, способствующие лучшему узнаванию ребенка, его семьи, более эффективному осуществлению процесса воспитания.

В работе с семьей имеются такие проблемы, которые целесообразней ставить на обсуждение коллектива родителей. К таким проблемам относятся: авторитет родителей; роль семьи в воспитании ребенка; советское законодательство об обязанностях родителей; о подготовке детей к школе; о плане работы дошкольного учреждения на год; о работе родительского актива и др. Коллективное обсуждение этих вопросов способствует сплочению родителей, созданию правильного общественного мнения и, наконец, более рациональному использованию времени и сил работников дошкольного учреждения.

К коллективным формам работы с семьей относятся: собрания родителей - групповые и общие, групповые консультации, конференции, вечера для родителей. Целью таких собраний является педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры, оказание им помощи в воспитании детей.

Тематика общих родительских собраний отличается от групповых.

Вечера для родителей и других членов семьи, проводимые в дошкольных учреждениях, носят тематический характер, например: «Музыка и дети», «Книга в жизни ребенка», «Ребенок и природа». Своеобразие этой формы работы заключается в том, что после краткого сообщения собравшимся предлагается посмотреть художественные выступления детей, сотрудников детского учреждения, самих родителей.

В детском саду организован родительский комитет. В него входят представители от родителей детей всех возрастных групп. Родительский комитет организует свою работу в соответствии с «Положением о родительском комитете в детском саду». Работа его планируется на год; содержание ее направлено на оказание помощи работникам дошкольного учреждения в воспитании детей, а также в работе с семьей.

Таким образом, основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

_________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________


Изучение особенностей работы по экологическому воспитанию детей

10.1. Особенности оснащения и оборудования уголка природы _________

_Задачи : экологическое воспитание и образование детей __________________

Оборудование и материалы , которые должны быть в уголке: В группе находится 2 -3 комнатных растения, те которые отобрал воспитатель желательно похожими на дерево, траву; неприхотливыми, цветущими одноцветными цветками (примула, бегония, герань); с широкими, плотными листьями (фикус); контрастными (традесканция).; Ведётся активное наблюдение за объектами живой природы в естественных условиях. Взрослый организует действия с различными объектами: мокрым и сухим песком, рассматривают различные состояния воды. др . ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________

растения уголка природы _______________________________________________

____ Фикус, примула, бегония, герань, традесканция. _______________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

животные уголка природы ____отсутствуют ______________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

организация природоведческой, природоохранной деятельности детей _________

______________________________________________________________________

__ Главная задача экологического образования в детском саду – научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Экологическая культура дошкольников – это осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение. Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. ____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________


10.2. Анализ занятия по экологическому воспитанию

Дата __19.02.13г ___________ Воспитатель __Смертина С.М. ___________

Вид (тема) занятия __Познавательное ______________________________

Тема: «Домашние животные» ___________________

Форма организации детей групповая _____________________________

Программное содержание __________________________________________Задачи:

Формировать умение различать домашних животных по характерным особенностям.

Обогащать представления детей о поведении, питании домашних животных.

Закрепить названия детенышей домашних животных.

Воспитывать у детей заботливое отношение к домашним животным.

Расширяем словарь детей.

Развиваем пальчиковую моторику.

Развиваем логическое мышление.

Структура и ход занятия ___________________________________________

Используемый материал:

Компьютер.

Слайды: «Домашние животные».

Игра: «Детеныши домашних животных».

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений Е.Чарушина, К.Ушинского.

Рассматривание иллюстраций, дидактические игры: «Чей малыш?», «Кто где живет?», «Кто как поет?».

Знакомство с моделями существенных признаков домашних животных.

Ход совместной деятельности:

Сюрпризный момент – в гости к детям приходит кот Матроскин и приглашает детей в гости в деревню Простоквашино. Дети с Матроскиным садятся в автобус:

Игра «Автобус».

Вот мы в автобусе сидим, (Дети сидят на стульчиках и

шлепают поочередно руками в

И сидим, и сидим. такт музыке по ногам.)

Из окошечка глядим, (Смотрят из-под ладони- ко

зырька то в одну, то в другую

Всё глядим. сторону.)

Глядим назад, глядим вперед, (Поворачивают голову или корпус

то в одну, то в другую

Вот так вот, вот так вот. сторону.)

Ну, что автобус не везет, (Пожимают плечами.)

Не везет?

Колеса закружились (Совершают круговые движения

руками сбоку от туловища.

Вот так вот, вот так вот.

Вперед мы покатились,

Вот так вот.

А щетки по стеклу жужжат: (Качают согнутыми в локтях

руками перед лицом.)

Вжик, вжик, вжик, вжик,

И капельки смести хотят,

Вжик, вжик, вжик.

И мы не просто так сидим, («Крутят руль» и бибикают.)

Бим-бим-бим, бим-бим.

Мы громко, громко все гудим:

Бим-бим-бим.

Пускай автобус наш трясет (Подпрыгивают на месте.)

Вот так вот, вот так вот.

Мы едем, едем всё вперед

Вот так вот, вот так вот.

Вот мы и приехали в Простоквашино. Показ слайдов. Игра «Кто живет в деревне?» - загадки о домашних животных. Дети отгадывают загадки и рассказывают о каждом животном по схеме:

Назови животное.

Назови части тела животного.

Где оно живет?

Чем оно питается?

Какую пользу оно приносит человеку?

Кот Матроскин, если это необходимо, поправляет детей.

Кот Матроскин просит детей помочь ему по хозяйству. В деревне много разных дел:

И корову с козой подоить (С-с-с, с-с-с) (Выполнять движения кулаками

сверху вниз, то сжимая, то

разжимая кулаки, как при дойке.)

И собачку покормить – «Грызи, Жучка, косточку» (Поднести ко рту кулаки,

держать их с двух сторон

около рта; щелкать зубами,

изображая, как собака

грызет кость.)

Кошку Мурку молочком поить – (Поднести ко рту ладони, сложен

ные чашечкой, и,

«Лакай, лакай – не проливай» наклонив над ними голову, совер

шить несколько лакательных

движений язычком.)

С овечек шерсть стричь – (Сводить и разводить указательный и

средний пальцы

(Чик-чик, чик-чик) на правой руке, имитируя движения

Лошадку запрягать, (Сесть на стуле ровно, выпрямив

спину, держать в

В путь- дорогу отправлять: руках воображаемые вожжи, по-

тряхивать ими и

«Но, но, но, но! Поехали.» цокать языком.)

Везет лошадка груз, торопится.

Побыстрей, побыстрей, (Цокать в быстром темпе.)

А теперь помедленней. (Цокать в медленном темпе.)

Тп-р-ру! Приехали. (Опустить руки с «вожжами».)

Устала лошадка телегу везти,

Надо ее в хлев отвести. (Покажите на сенсорном панно

Пусть отдохнет и поест.

«На, на, лошадка, ешь сено!» (Протяните руки вперед, давая во-

ображаемой лошадке сено.)

Кот Матроскин благодарит детей за помощь.

Ребята, у всех домашних животных есть детеныши: «Ждут малыши домой своих мам. Выбегают им навстречу, радуются своим мамам». Кот Матроскин просит детей узнать детенышей домашних животных по голосам.

Иго-го, - заржал ребенок.

Ме-е,- заблеял вдруг ребенок.

Значит, это… (жеребенок). Это маленький…(козленок).

Му-у,- мычит в хлеву ребенок.

Мяу,- замяукали ребятки.-

Это маленький…(теленок). Узнаете? Мы-…(котятки).

Бе-е,- заблеял вдруг ребенок.

Чей-то маленький сынок

Это маленький…(ягненок).

Вдруг залаял:

Я…(щенок)! Гав, гав!

Хрю,- захрюкали ребята.

Значит, это…(поросята).

Кот Матроскин хвалит детей за то, что они так хорошо ухаживали за животными, отгадали все загадки. Матроскин угощает детей молоком от своей коровушки.

Дети благодарят.

Ребята, нам пора отправляться в обратный путь.

Дети садятся в автобус.

Игра «Автобус» повторяется

Маргарита Филина
Особенности взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей . Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла» , поддержку. В этом значение семьи для человека вообще , а для дошкольника в особенности . Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т. А. Маркова, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, И. В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви : его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья , общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность .

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания » , «Положение о дошкольном образовательном учреждении» , Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка , но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей . Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей , но и партнёр родителей по их воспитанию . . Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей . Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком . Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных) . А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие .

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей , знает особенности , привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка , которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка .

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье .

По этому поводу ещё Н. К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала : «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной , неоднократно подчёркивала Н. К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание » , поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей . «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила» . Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать , необходимо помогать.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка , формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи . Изложенный выше материал необходим, чтобы две системы (детский сад и семья ) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.

И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе, то постепенно даст определенные результаты : родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя , так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения . А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой , так как они стали непосредственными участниками воспитательно -образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей .

Таким образом, можно отметить, что жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Именно в семье формируются главные устои человека. Ведь какими прекрасными не были наши общеобразовательные учреждения, главными воспитателями мысли малышей являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, это такая основа детской мысли, которую в дошкольном возрасте не может заменить никто.

Список литературы.

1. Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС. Авторы : Виноградова Любовь Петровна, МБДОУ ЦРР – ДС № 53 «Ёлочка» , воспитатель Шелудякова Ольга Викторовна, МБДОУ ЦРР – ДС № 53 «Ёлочка» , воспитатель .

2. Зеленцова С. А. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка/ С . А. Зеленцова, И. И. Заздравных // Педагогика : традиции иинновации : материалы международной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2011) .Т. 1 – Челябинск : Два комсомольца, 2011- с. 82-84.

3. Программа психолого-педагогического образования родителей в системе взаимодействия детского сада и семьи . Разработчик программы Корнилова Елена Леонидовна, воспитатель , руководитель методического объединения МДОАУ «Детский сад № 8» , г. Нефтеюганск.

4. Методическое руководство взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи . (Г. Ю. Фомина, ст. воспитатель ДОУ № 128 , г. Владимир; Г. Ю. Максимова, к. п. н., доцент, зав. кафедрой дошкольного образования Владимирского государственного гуманитарного университета).

5. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 4, 2009. Раздел : Взаимодействие с родителями . Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до выпуска в школу.

Библиотека изображений:

дошкольный семья игра образовательный

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:

· открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

· сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

· создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

· диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения - профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

· развитие интересов и потребностей ребенка;

· распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;

· поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

· выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;

· понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

· воспитание уважения к детству и родительству;

· взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

· повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

· оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

· использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:

· изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;

· открытость детского сада семье;

· ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

Форма (лат. - forma) - устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.

Все формы с родителями подразделяются на

· коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информаци-онные;

· традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках.К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:

· внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;

· работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель - охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

Т.В. Кротова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями (табл. 1).

Таблица 1

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

· Проведение социологических срезов, опросов

· «Почтовый ящик»

· Индивидуальные блокноты

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

· Семинары-практикумы

· Тренинги

· Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме

· Мини-собрания

· Педагогический брифинг

· Педагогическая гостиная

· Устные педагогические журналы

· Игры с педагогическим содержанием

· Педагогическая библиотека для родителей

· Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

· Совместные досуги, праздники

· Выставки работ родителей и детей

· Кружки и секции

· Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

· Информационные проспекты для родителей

· Альманахи

· Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей

· Дни (недели) открытых дверей

· Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей

· Выпуск стенгазет

· Организация мини-библиотек

Рассмотрим описанные выше группы форм взаимодействия педагогов и родителей подробнее.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку. В этом значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.. Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

По этому поводу ещё Н.К.Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Изложенный выше материал необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.

И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе, то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

Таким образом, можно отметить, что жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Именно в семье формируются главные устои человека. Ведь какими прекрасными не были наши общеобразовательные учреждения, главными воспитателями мысли малышей являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, это такая основа детской мысли, которую в дошкольном возрасте не может заменить никто.

Список литературы.

1. Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС. Авторы: Виноградова Любовь Петровна, МБДОУ ЦРР – ДС № 53 «Ёлочка», воспитатель Шелудякова Ольга Викторовна, МБДОУ ЦРР – ДС № 53 «Ёлочка», воспитатель.

2. Зеленцова С. А. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка/ С. А. Зеленцова, И. И. Заздравных // Педагогика: традиции иинновации: материалы международной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2011).Т. 1 – Челябинск: Два комсомольца, 2011- с. 82-84.

3.Программа психолого-педагогического образования родителей в системе взаимодействия детского сада и семьи. Разработчик программы Корнилова Елена Леонидовна, воспитатель, руководитель методического объединения МДОАУ «Детский сад № 8», г. Нефтеюганск.

4. Методическое руководство взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи. (Г. Ю. Фомина, ст. воспитатель ДОУ № 128, г. Владимир; Г. Ю. Максимова, к. п. н., доцент, зав. кафедрой дошкольного образования Владимирского государственного гуманитарного университета).

5.Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 4, 2009. Раздел: Взаимодействие с родителями. Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до выпуска в школу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Современные условия деятельности дошкольного образовательного учреждения. Совершенствование форм организации взаимодействия педагогов с родителями через нетрадиционные формы работы. Изучение профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа.

    дипломная работа , добавлен 15.08.2014

    Воспитание здорового ребенка – главная задача семьи и дошкольного учреждения. Положения и содержания совместной работы с семьями воспитанников. Формы и методы сотрудничества с семьей по вопросам здоровья детей. Сценарии физкультурного досуга для детей.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2010

    Исторические и современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Рекомендации по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Познавательные формы взаимодействия.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2015

    Совместная деятельность дошкольного образовательного учреждения с родителями по формированию здорового образа жизни. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм валеологического просвещения и стимулирования здорового образа жизни воспитанников.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2014

    Психолого-педагогические основы и современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Изучение практического опыта работы дошкольного учреждения с семьей на примере МКДОУ ДС №19 "Рябинка" г. Коркино.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2016

    Особенности организации учебно-воспитательного процесса. Мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка, его физическое развитие. Организация различных видов общения, непосредственно-образовательной деятельности и работы с родителями.

    отчет по практике , добавлен 23.03.2017

    Изучение опыта организации работы по обеспечению взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями по воспитанию и образованию детей. Разработка рекомендаций по повышению психолого-педагогических знаний родителей, родительской компетенции.

    контрольная работа , добавлен 20.08.2017

    Исследование особенностей организации экологического просвещения родителей с целью оказания помощи семье в экологическом воспитании детей. Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Основные направления работы с родителями.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2014

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png